Menu

«Сначала они убили моего отца»: худший в мире отзыв о кино

Писать о кино мне очень сложно. Как минимум, потому, что я не киноман. Мне плевать на новинки голливудского кинопрома, я не разбираюсь особо в режиссерских стилях, а сериалы «Гарри Поттер и всякая фигня» вместе с реверсивной хроникой «Звездных войн» я впервые посмотрела года этак четыре назад. Т.е. на десяток-другой лет позже, чем все нормальные попкорноеды. Однако заметку о фильме «Сначала они убили моего отца. Воспоминания дочери Камбоджи» тебе, мой фыркающий сейчас от негодования друг, придется стерпеть в моем исполнении. Ибо не одна Анжелина Джоли среди творческой интеллигенции западного мира питает странную привязанность к Стране Кхмеров. Если, конечно, рядового блогера, клепающего обзоры женских фитюлек и статьи «Как приехать отседова сюда», можно вообще относить к какой-либо интеллигенции…

Но отвлечемся от моей эгоцентричной персоны и попробуем-таки сегодня написать про кино.

Сначала они убили моего отца фильм

«Сначала они убили моего отца»: субъективный отзыв

Этой премьеры я ждала с самого начала года. Потому что картина про Камбоджу, где мы живем. Еще потому что об истории кровавого правления Пол Пота и вообще том кошмарном ужасе, что царил в Кампучии сорок лет назад, никто не снимал сколь-нибудь художественного кино. Или снимал, но я об этом не знаю.

К актерскому таланту Анджелины Джоли отношусь прохладно: роли в ее исполнении всегда были смертельно скучны мне. Вероятно, поэтому ожидаемый фильм, снятый по книге непосредственной участницы событий с 1975 по 1979 гг — кхмерки Лунг Анг — заранее «не читала, но осуждала». Однако…

Все произошло случайно — как и запланировано.

Был конец сентября 2017 г, и мы, вусмерть уставшие накатанными тысячами километров втроем по Вьетнаму, на целых две недели окопались в до невозможности уютном портовом городке Ратьзя. Мозг кипел от напряжения, переваривая гигабайты новых впечатлений, разрываясь от желания скорее делиться ими с читателями. Предстояло возвращение в Камбоджу, где мы провели последние пару лет с мужем и сыном, но о ней мы словно забыли за три месяца — настолько поразила и обезоружила своей красотой и самобытностью нас Социалистическая Республика всея Индокитая.

Вдруг — новость: «Сначала они убили моего отца» уже можно и смотреть онлайн, и скачать в хорошем качестве hd. Торрент, с час ожидания на небыстром гостиничном вьетнамском Wi Fi — готово!

Длится фильм больше двух часов, и я ожидала невообразимой скуки. Тем более, что немногочисленные отзывы, что уже были в Сети, как раз на нее жаловались. Но…

С первого же кадра стало ясно: оператор — маньячина. Он смог, он поймал Азию и сумел ее показать. Не просто озеро лотосов и панорамы Пномпеня, но разлитая в воздухе медитация. Так может снимать только тот, кто любит Индокитай или, как минимум, хорошо его знает. Талант оператора резко изменил настрой.

Дальше сердце сжалось: столица Камбоджи показана такой солнечной, чистой и процветающей, какой я никогда ее не видела. Сложно поверить, что до прихода красных кхмеров именно Пномпень, а не вьетнамский Хошимин, как сейчас, называли азиатским Парижем…

Все мои впечатления о современном Пномпене — здесь

Для ясности зрителей до начала самой картины описывается текущая политическая ситуация. Это описание венчают роковые слова, характеризующие американскую политику того времени в отношении Камбоджи: «Мы помогаем камбоджийцам помочь самим себе. Мы не вторгаемся в Камбоджу». В переводе на понятный язык: мы предоставляем эту страну самой себе.

Сначала они убили моего отца фильм

Красная кхмерка

Каждый раз, когда я вспоминаю о полпотщине, становится непонятно, как вообще подобное могло произойти в наше время — совсем недавно? Как ООН и прочие топ-манагеры планеты Земля могли допустить, что в одной мирной буддийской стране за четыре года ее же граждане поубивали и заморили голодом больше половины населения? Что убивали не только мужчин, но и младенцев, стариков, женщин, подростков, да еще и зверскими способами.

«Вы должны покинуть город на три дня», — говорят оккупанты-коммунисты всем столичным жителям сразу после вторжения. С этого и начинается история девочки Лунг из богатой и уважаемой семьи, которой вскоре придется, как взрослой, работать на рисовых полях с утра до поздней ночи, пережить смерть отца, сестры, расстаться с братьями и остаться одной в лагере красных кхмеров. То есть пройти все круги Ада, которые только можно пережить в человеческом теле.Сначала они убили моего отца фильм

Кстати,  отца они убили далеко не сначала: уже до его смерти девчонке жилось, мягко говоря, так себе.

«Актеры играют плохо», — говорят интернетчики в своих отзывах о «Воспоминаниях дочери Камбоджи». Мысленно парирую:

— Вы просто плохо знаете кхмеров. Их вялый флегматичный темперамент и манеру поведения, их сегодняшнюю в массе неумелость в искусстве танца и драматургии. Поверьте: эти играют очень хорошо.

Полагаю, Анжелина приложила свою исхудавшую от семейных передряг руку к огранке актерской игры и выжала из них максимум. И здесь очень тонкий момент. Если вы ничего не знаете о Камбо, никогда в ней не были и не провели много времени с кампучийцами, сочтете работу актеров совершенно никудышной. Если вы, как и я, живете среди этих миролюбивых, к слову, азиатов, дружите с ними, наблюдаете порой за съемками их сериалов — дорам, то согласитесь: ЭТО — работа на пределе их артистических возможностей. И за моими словами не стоит уничижительного отношения к кхмерам — они такие, какие есть.

…- И такими я их и люблю, — внезапно для себя подумалось мне на пятнадцатой минуте просмотра.  

Сначала они убили моего отца фильм

Собственно, отец. Которого убили вовсе не сначала.

Широкие лица и мощные челюсти, черные глаза, обрамленные гусиными лапками улыбчивости, чуть приплюснутые по-негритянски носы и мягкие красивые губы — жители Камбоджи именно такие. Девушки необычайно статные, фигуристые, хоть и крохотные. Мужчины поджарые и всегда хорошо физически развиты, хоть и тонкие, юркие, словно гекконы вечером у нас на кухне. В массе доброжелательные, спокойные. Словно готовые всегда вот-вот улыбнуться, незлобивые. Чаще — с ленцой, реже — любящие трудиться с утра до ночи. Покорные. Даже слишком. Возможно, эта природная кротость и стала благодатной почвой для совершения многих жестокостей над ними.

За русским дубляжом отчетливо прослушивается оригинальная речь на кхмерском. Этот язык — прямой потомок индийского санскрита и предок тайской хитроумной вязи. Я слушала знакомые слова и фразы (за пару лет я научилась немного говорить по-кхмерски) и с удивлением наблюдала, как внутри просыпается незапланированная радость:

— Скоро я буду дома! Ура, я возвращаюсь в Камбоджу!

К черту великолепие вьетнамских пейзажей! К черту трудолюбивую собранность коммунистически настроенных вьетнамцев. К черту пресловутые горы и словно созданный для кинемотографа прохладный Далат со всеми его ухоженными клумбами, величественными соснами и гортензиями. Просто верните меня скорее на кирпично-красные земли Камбоджи. Я хочу скорее домой!

И с этого момента я потеряла какую-либо беспристрастность к фильму, если она вообще была. Дальше просто растворялась в камбоджийском воздухе — чуть туманном, всегда влажном, словно парном. В лотосах, кокосовых рощах, до боли знакомых клетчатых платках, которые очень странно было видеть на красных кхмерах — ведь для меня они стали символом миролюбивости этого народа. В звучной кхмерской речи, в красивых мягких лицах. В шафрановых одеждах буддийских монахов, глумление над которыми в начале кино — будто ножом по сердцу. Ведь общество, в котором ноги оскорбляют голову и не считаются с ней — обречено.

К счастью для того, что в итоге осталось от Камбоджи к 79-му году после освобождения страны от Салонг Сара, последнее утверждение из предыдущего абзаца — истина, а не праздные измышлизмы. Девочка Лунг через четыре года воссоединилась с выжившей частью своей семьи — настоящая любимица судьбы  на фоне всеобщего кровавого месива и голодной неразберихи.

Сначала они убили моего отца фильм

Старшие братья Лунг

Почему стоит смотреть «Воспоминания дочери Камбоджи»

По нескольким причинам.

  1. Кино о страшной жестокости без жестокости на экране.

    Еще раз: я не гурман кинематографа. Для меня есть очень простой критерий качественного искусства: оно не должно угнетать, но обязано побуждать человека стать лучше.  Женщина и режиссер Джоли большая молодец с точки зрения просто человеческой: снимая о жесточайших на планете событиях, она по максимуму избегает тошнотворной жестокости.
    Как извечно не желающая быть пассивным со-участником кровопролития на экране, я ей очень благодарна. Ибо никогда мне не понять, зачем иные гении кинопрома так стремятся вывернуть кишки и налить побольше кровеимитатора в кадре.
    Это не искусство и не реалистичность. Это просто мерзость души человеческой, проявление низменного стремления поразить, напугать, довести до рвоты пассивное человеческое существо под названием «зритель».
    Кстати, многие такие существа как раз обвиняют Анджелину в «недостатке реализма» в фильме и его «женскости». Но мне такая женскость по нутру. Потому что… я женщина. И мы, женщины, по своей природе не кровожадны. Мы хотим мира, красоты и гармонии. А также здоровой психики своих детей и цельности собственных нервов, а не оторванных ног, которыми в нас тычут с больших экранов голливудские гении.
    Кто нас в этом упрекнет?!

  2. Первое «попсовое кино» о полпотовской Камбодже.

    Стоит хотя бы узнать, что есть такая страна. Что она находится не в Африке, а в Юго-Восточной Азии. И что сталинская Россия по сравнению с демократическим периодов в Кампучии — рай земной. Как минимум, потому, что во времена ГУЛАГов не выгнали ВСЕХ горожан семьями в лагеря, не разрушили ВСЕ дороги.
    «Чтобы другие не забывали,» — дополняет режиссер в самом конце фильма. В смысле, дочь Камбоджи для этого и вспоминает.
    Ведь это серьезный урок для каждого человека: на исходе просвещенного 20-го века вдруг случился такой кошмар. Продвинутый западный мир со своим вечным вмешательством в Азию и колонизаторскими замашками махнул рукой и допустил этому случиться. Почему? Неужели, если в стране нет нефти, она никому не интересна от слова «совсем»? Неужели топ-менеджеры Земли не знали, что на одной планете с ними мучительными способами убивают каждый день тысячи людей. Каждый день — тысячи людей. Только вдумайтесь!..

  3. Кино для тех, кто любит Камбоджу.

    Если вы бывали в этой крохотной азиатской стране с ее смешными низкорослыми людьми и пыльными дорогами, если она, вечно наивная,  «приняла» вас однажды, то вы уже не сможете просто смотреть и здраво критиковать этот фильм. Вот как я. Уже через несколько минут просмотра критическое мышление, если оно и присуще, куда-то сгинет, и вместо глаз вы начнете видеть это кино сердцем. А сердцу все равно, как играют актеры, хороши ли костюмы и реалистична ли кровь. Оно хочет только любить и сострадать…

И да, я предупреждала, что не умею писать кинорецензии.

С пожеланиями мирного неба над головой и приятного просмотра, искренне ваша, некиноман, Marta.
Сиануквиль. Декабрь, 2017 г.

 

Понравилась статья? Стань постоянным читателем блога!



10 комментариев
  1. Татьяна 20.12.2017
  2. Светлана 20.12.2017
  3. Андрей 21.12.2017
    • Marta 21.12.2017
  4. Андрей 21.12.2017
    • Marta 22.12.2017
  5. Ирина 01.01.2018
    • Marta 02.01.2018
      • Ирина 02.01.2018
        • Marta 02.01.2018

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *