Menu

Wat Ounalom в Пномпене, или где хранится бровинка Будды

Камбоджа, 1434 год. После разгрома сиамцами Ангкора — столичного города-храма — король Понхеа Ят прибыл на место стечения Меконга и Тонлесап, чтобы обосновать в столь удачном месте новую столицу. Город назвали «Пномпень» в честь богатой женщины (Пень), которая за 50 лет до этих событий соорудила на одном из местных холмов (Пном) буддийский алтарь.

Храм Wat Ounalom в Пномпене

Главный холл

Как только возвели королевский  дворец — на месте нынешних Почты и ресторана Van’s —  традиционно началось строительство столичных храмов. Главным  из них вот уже почти шесть веков был и остается Wat Ounalom.

Краткая история Ват Уналом

Построили наш Ват, как водится, силами камбоджийского народа, которые тот, увы, привык веками отдавать их за бесплатно на создание великолепных буддистских и индуистских храмов и королевских дворцов — в добровольно-принудительном порядке. Храм Wat Ounalom в ПномпенеХроники того времени гласят: «Его  Величество  предписал всем губернаторам провинций провести массовый набор населения для строительства городских стен и дворца, а также королевских апартаментов в наикратчайший срок». (Адаптированный перевод, опубликованный в книге А.Миго «Кхмеры»).Храм Wat Ounalom в Пномпене

«Wat» — по-кхмерски означает «храм». В Таиланде, кстати, — тоже. Не удивительно: в основу тайской письменности лег старокхмерский язык. Который, в свою очередь, произошел от санскрита.

Но вернемся к теме повествования, пока меня не унесло в дебри интересностей об истории Камбоджи, которыми так хочется поделиться. Понимаю — слегка не к месту, прощу за это прощения.

Храм Wat Ounalom в Пномпене

Святая корова (если точнее, буйвил) — наследие индуизма, который долгое время мирно соседствовал с буддизмом Махаяны в Камбодже

Wat Ounalom стал самым важным для Камбоджи с ее буддизмом Тхеравады.  Именно здесь хранились много веков ценные книги на пали — официальном «рабочем» языке буддистов, на нем разговаривал Блаженный Сиддхартха Гаутама, на нем же была записана Типитака, или Палийский канон — так называемое «святое писание» буддизма.

Храм Wat Ounalom в Пномпене

Вся Юго-Восточная Азия почитает слонов как священных животных

И именно в Ват Уналом из века в век тысячи новообращенных монахов получали знания об учении Будды — Дхамме, практиковали медитацию по предложенной Им технике — Саттипатхану, или Випассану.

Храм Wat Ounalom в Пномпене

Фигуры божеств. Буддизм Камбоджи ими изобилует, невзирая на атеистичность учения Будды

В 1975 году  наступил звездный час Пол Пота, будь он неладен, и начались три самых адских года для Кампучии — полились реки крови с притоками из людских слез. Буддизм, как любые другие религии, был запрещен, и вместе с сотнями других исторически-культурных центров и прочих зданий храм «Волоска из брови Будды» был большей частью разрушен. Однако сегодня Wat Ounalom снова является важнейшим для буддийской Камбоджи храмом с точки зрения религиозного просвещения и важности хранящейся здесь святыни.

Храм Wat Ounalom в Пномпене

Непарадный вход

Считается, что в ступе позади основного здания с десятками разнокалиберных статуэток Будд с изображением покоящегося в ниббане Блаженного хранится волосок из брови Сиддхартха Гаутамы. Невежливый невежда в этом месте может засмеяться, но мы-то знаем, насколько мощной энергетикой обладают самые крохотные фрагменты тела самого Господа Будды — в ведических писаниях Гаутама считается последним, девятым воплощением Бога на Земле. И смеяться не будем хотя бы из уважения к чужой вере.

Храм Wat Ounalom в Пномпене

Ступа, где хранится святыня

В интернет-источниках, встреченных мной, утверждается, что «бровинка» была привезена когда-то в Пномпень из дружественной Шри-Ланки. Проверить достоверность этого факта сложно, ведь волосок — не мощь святого и даже не плащеница. Остается только верить или не верить.

Храм Wat Ounalom в Пномпене

Внутри ступы

Ват Уналом как туристический объект

Найти его настолько просто, что сложнее будет не заметить сию достопримечательность, гуляя по набережной Сисоват в Пномпешечке. Прямо здесь, на берегу реки Тонлесап, на улице Preah Sisowath он и расположен.

Прочие подробности, существенные для гостей Пномпеня:

  • Вход — свободный
  • Форма одежды — традиционная для храмов буддизма: закрытые плечи и колени, без декольте, головных уборов.Храм Wat Ounalom в Пномпене
  • Желающие поклониться святыне могут обратиться к местным, чтобы помещение в ступе открыли. Достаточно сказать «Уналом», и вы будете правильно поняты. Стоит оставить пожертвование после краткой церемонии, которую проведет для вас служитель храма — небольшое и посильное, от одной-двух тысяч риелей.


С пожеланиями нескучных и познавательных путешествий по Азии, искренне ваша, любительница и жительница Страны Кхмеров, Marta.

Понравилась статья? Стань постоянным читателем блога!



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *