Буддийские обряды: поминки в Камбодже

Дружить с кхмерами — дело занятное. Как минимум, потому что познать другую культуру, язык, традиции и обычаи мне лично страсть как интересно. Положа руку на сердце, с кхмерским языком у меня пока так себе — «тык-тык», как говорят камбоджийцы, в просторечии — little bit. Но к хозяевам нашего скромного отеля, где проведено уже 8 месяцев, — Ким и Мейн, мы как-то прикипели. Они, видимо, тоже настолько к нам прониклись, что давно уже мы не пропускаем ни одного дня рождения или свадьбы в их огромной семье — человек на пятьдесят.

Давеча наши радушные отельеры вовсе отмочили. Решили, видимо, что негоже нас таскать только по свадьбам да кхмерским новым годам, и приволокли зачем-то на поминки одного из своих почтенных предков. Так мы поневоле стали участниками обряда поминок в традиции буддизма под названием «поминки».

Обряды буддизма: поминки в Камбодже
Трогательная забота о старшем поколении

Как проходит обряд поминовения у буддистов Камбоджи

У нас было так.

Перед могилой прапрадеда было понаставлено множество яств: от вареного риса и сладостей до трех забористых молочных поросят гриль и хрустящих жареных курочек. Наша семья с недавних пор перестала есть мясо, посему зрелище, которое у «нормального» вызывает чувство рога изобилия, для нас выглядело трэшевым, угарным и в духе death metal. В связи с чем мне лично захотелось подробно изучить Палийский Канон — основное священное писание буддистов — и проверить, не говорил ли Господь Будда чего-нибудь насчет того, что ежели вы очень любите, как я, всех живых тварей, то и жрать их негоже…Обряды буддизма: поминки в Камбодже

Но не о вегетарианстве сейчас речь. Напомню, у нас поминки.

Значит, куча еды. Десятки родственников. Все в приподнятом настроении — общаются, улыбаются, шутят и смеются, хотя назвать действие безудержным весельем тоже нельзя, ибо все в рамках приличия.

Семья Кима и Мейн состоятельная: у каждого поколения или даже человека по хорошей машине, золотые украшения, приличная одежда, дорогие гаджеты и часы. Однако у всех много детей, и вся эта детвора начала свою активную тусу на кладбище. Они вставляли риуальные ленточки в насыпь вокруг могилы предка, зажигали благовония, старшие традиционно присматривали за младшими. Викторалексеич, как всегда, был  в малиннике: вся малышня сознательного возраста норовила поиграть со смешным белокурым малышом — мы были единственной семьей барангов, приглашенной на церемонию.Обряды буддизма: поминки в Камбодже

Ритуальные песнопения, буддйские мантры, видео

Многие кладбища в Камбодже расположены при буддистских храмах, или пагодах. Это не совсем равнозначные понятия, но местные нередко говорят «пойду в пагоду».  Если я правильно поняла, это самые «престижные» места захоронения, которые простые смертные кхмерские семьи позволить себе не могут.

Сама могила в буддистов Камбоджи — это просто ритуальное сооружение, в котором из останков умерших хранится разве что пара горсток пепла: здесь принято кремировать тела после смерти.

Как только благовония были зажжены, а угощения расставлены, явились несколько монахов, и начались ритуальные песнопения… Что же я все пишу и пишу? Я ж для вас видео небольшое сделала с места событий, товарищи! Слушайте, смотрите.

В такие моменты мне обычно досадно из-за своего невежества, ведь так хочется понимать, что происходит, о чем поют или кого воспевают духовники. Но оставалось лишь слушать и наблюдать, раскрыв рот, и после — теряться в догадках.

Дорогой мой читающий друг! Если ты осведомлен, и можешь просветить меня, темную, о содержании мантр и сути прочих деталей обряда буддистских помнок, не поленись, прошу, сделать это в комментарии к этой заметке. Буду крайне признательна за такой щедрый жест. 🙂

Куда делись угощения с поминок

Интересный момент с едой. На кладбище почти никто ничего не ел. В основном просто пили водичку и трескали печенюшки дети и… я. (краснею). Знаете, с этим ГВ все время хочется чего-нибудь поесть…Обряды буддизма: поминки в Камбодже

Так вот, по завершенни обряда прочтения мантр и после совершенных подношений священнослужителям буддизма внимание собравшихся родственников было обращено на бедных соотечественников. Семья камбоджийцев — очевидно, более, чем не богатых — терпеливо ждала, пока закончится ритуальное действо. То ли мама, то ли бабушка ощипывала с какой-то целью несъедобно выглядевшие плоды с сорванных веток здесь же растущего дерева. Глядя на странный урожай, мне становилось не по себе от того, что где-то на Земле в принципе дети могут питаться такими невзрачными и невкусно выглядящими зелеными коробочками.

Семья бедняков молча наблюдала за происходящим занимаясь своим делом. Они никак себя не проявляли, не участвовали в церемонии, были сдержанны их мимика словно ничего не выражала. Однако стоило встретиться взглядами с пожилой женщиной или подростками, как их лица преображались и процветали широкими улыбками приятия и интереса к странным белым людям.

Может быть, за это я и люблю Камбоджу: уж сколько раз я видела здесь, как отъявленный бедняк поделится с тобой и особенно твоим ребенком последней чашкой риса. А если угощения под рукой нет, хотя бы подарит искреннюю улыбку. Хотя в этом месте, знаю, многие живущие в Кампучии русскоязычные и не только экспаты со мной не согласятся. Пусть тебя, мой славный читающий, не смущает разница в показаниях. Их причиной может быть мой образ жизни, который не предусматривает посещения типичных мест обитания людей сомнительной доброжелательности — меня не бывает в барах, клубах и на драг-вечеринках. Ведь мы же с тобой понимаем, что под воздействием алко- или любого другого допинга далеко не всегда в человеках пробуждаются лучшие качества характера. И кхмеры — они разные, и я не перестаю удивляться, как много (незаслуженной) доброты к себе от них я увидела за проведенные здесь девять месяцев непритязательной своей жизни… Ах, жжет горло и тяжело дышать — сейчас заплачу от умилений и благодарности. Опять до слез себя довела! 🙂

Что там было у нас? Поминки, еда.
Значит, перед отъездом родственников восвояси вышеобозначеные поросята были жестоко раскурочены, и добрую их часть, а также тарелки с рисом, курицей и сладости, были поставлены перед этими скромнягами. Те не то, чтобы набросились на еду, разрывая ее, но стали безотлагательно ее употреблять. Без агоний, ненужны стеснений и предисловий. дали пищу — надо есть, нечего, мол, телепаться…Обряды буддизма: поминки в Камбодже

А застолье все-таки было. И все-таки с пивом. Вернулись в нашу туристическую деревню Отрес Вилладж, расселись в беседке на озере и начали все трескать всё, что имелось. Запивали пресловутым «Ангкор Бир» и продолжали непринужденно болтать, шутить и посмеиваться друг над другом.

Долго недоумевали, почему эти двое белых отказываются от «сать» — мяса. Пучили удивленные глаза и наверняка про себя сочли нас «чкут» — сумасшедшими. Только Ким и Мейн, с большим трудом воспитанные нами уже по этой части, переставшие всякий раз пытаться накормить нас свининой и курятиной, снисходительно улыбались и объясняли всем родственникам, что мы «Ат ням сать, хоп бу» — «Не едят мясо, вегетарианцы». Кхмеры потирали места разрыва своих шаблонов и хихикали. «Эти баранги такие странные,» — примерно так они думали о нас в тот погожий день.

А мы трескали рис с зеленью и специфичными кхмерскими народными острыми соусами, лыбились во все уцелевшие пока зубы, отбирали у Викторалексеича «Кока-Колу», на которую у кампучийцев теперь страшная мода. И думали: «Какие же они смешные, эти кхмеры! И как похожи они на неотесанных нас лет двадцать назад. Когда страна только начинала вляпываться в светлое капиталистическое будущее».

Продолжения кхмерских историй и рассказов о буддийских обрядах следуют.

С пожеланиями доброго и лояльного к вашим тараканам окружения в любой стране мира, искренне ваша, наблюдательница за Азией, Marta.
Сиануквиль, июнь, 2016 г.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Татьяна

    О! Похоже у ваших знакомых китайские корни — могилка в китайском стиле.
    А зашла я на сайт в надежде узнать сколько обычно длятся песнопения монахов. Дело в том, что по соседству отпевают кого-то, уже второй день идёт. Беруши не помогают (у меня два вида). Ничего хорошего ни усопшему, ни его семье после полутора дней шумового сопровождения желать не хочется.

    Ответить
    1. Marta автор

      Спасибо за комментарий, повеселили)

      Ответить
112