Писать о кино мне очень сложно. Как минимум, потому, что я не киноман. Мне плевать на новинки голливудского кинопрома, я не разбираюсь особо в режиссерских стилях, а сериалы «Гарри Поттер и всякая фигня» вместе с реверсивной хроникой «Звездных войн» я впервые посмотрела года этак четыре назад. Т.е. на десяток-другой лет позже, чем все нормальные попкорноеды. Однако заметку о фильме «Сначала они убили моего отца. Воспоминания дочери Камбоджи» тебе, мой фыркающий сейчас от негодования друг, придется стерпеть в моем исполнении. Ибо не одна Анжелина Джоли среди творческой интеллигенции западного мира питает странную привязанность к Стране Кхмеров. Если, конечно, рядового блогера, клепающего обзоры женских фитюлек и статьи «Как приехать отседова сюда», можно вообще относить к какой-либо интеллигенции…
Но отвлечемся от моей эгоцентричной персоны и попробуем-таки сегодня написать про кино.
«Сначала они убили моего отца»: субъективный отзыв
Этой премьеры я ждала с самого начала года. Потому что картина про Камбоджу, где мы живем. Еще потому что об истории кровавого правления Пол Пота и вообще том кошмарном ужасе, что царил в Кампучии сорок лет назад, никто не снимал сколь-нибудь художественного кино. Или снимал, но я об этом не знаю.
К актерскому таланту Анджелины Джоли отношусь прохладно: роли в ее исполнении всегда были смертельно скучны мне. Вероятно, поэтому ожидаемый фильм, снятый по книге непосредственной участницы событий с 1975 по 1979 гг — кхмерки Лунг Анг — заранее «не читала, но осуждала». Однако…
Все произошло случайно — как и запланировано.
Был конец сентября 2017 г, и мы, вусмерть уставшие накатанными тысячами километров втроем по Вьетнаму, на целых две недели окопались в до невозможности уютном портовом городке Ратьзя. Мозг кипел от напряжения, переваривая гигабайты новых впечатлений, разрываясь от желания скорее делиться ими с читателями. Предстояло возвращение в Камбоджу, где мы провели последние пару лет с мужем и сыном, но о ней мы словно забыли за три месяца — настолько поразила и обезоружила своей красотой и самобытностью нас Социалистическая Республика всея Индокитая.
Вдруг — новость: «Сначала они убили моего отца» уже можно и смотреть онлайн, и скачать в хорошем качестве hd. Торрент, с час ожидания на небыстром гостиничном вьетнамском Wi Fi — готово!
https://youtu.be/nr6NMrgRt0Y
Длится фильм больше двух часов, и я ожидала невообразимой скуки. Тем более, что немногочисленные отзывы, что уже были в Сети, как раз на нее жаловались. Но…
С первого же кадра стало ясно: оператор — маньячина. Он смог, он поймал Азию и сумел ее показать. Не просто озеро лотосов и панорамы Пномпеня, но разлитая в воздухе медитация. Так может снимать только тот, кто любит Индокитай или, как минимум, хорошо его знает. Талант оператора резко изменил настрой.
Дальше сердце сжалось: столица Камбоджи показана такой солнечной, чистой и процветающей, какой я никогда ее не видела. Сложно поверить, что до прихода красных кхмеров именно Пномпень, а не вьетнамский Хошимин, как сейчас, называли азиатским Парижем…
Все мои впечатления о современном Пномпене — здесь
Для ясности зрителей до начала самой картины описывается текущая политическая ситуация. Это описание венчают роковые слова, характеризующие американскую политику того времени в отношении Камбоджи: «Мы помогаем камбоджийцам помочь самим себе. Мы не вторгаемся в Камбоджу». В переводе на понятный язык: мы предоставляем эту страну самой себе.
Каждый раз, когда я вспоминаю о полпотщине, становится непонятно, как вообще подобное могло произойти в наше время — совсем недавно? Как ООН и прочие топ-манагеры планеты Земля могли допустить, что в одной мирной буддийской стране за четыре года ее же граждане поубивали и заморили голодом больше половины населения? Что убивали не только мужчин, но и младенцев, стариков, женщин, подростков, да еще и зверскими способами.
«Вы должны покинуть город на три дня», — говорят оккупанты-коммунисты всем столичным жителям сразу после вторжения. С этого и начинается история девочки Лунг из богатой и уважаемой семьи, которой вскоре придется, как взрослой, работать на рисовых полях с утра до поздней ночи, пережить смерть отца, сестры, расстаться с братьями и остаться одной в лагере красных кхмеров. То есть пройти все круги Ада, которые только можно пережить в человеческом теле.
Кстати, отца они убили далеко не сначала: уже до его смерти девчонке жилось, мягко говоря, так себе.
«Актеры играют плохо», — говорят интернетчики в своих отзывах о «Воспоминаниях дочери Камбоджи». Мысленно парирую:
— Вы просто плохо знаете кхмеров. Их вялый флегматичный темперамент и манеру поведения, их сегодняшнюю в массе неумелость в искусстве танца и драматургии. Поверьте: эти играют очень хорошо.
Полагаю, Анжелина приложила свою исхудавшую от семейных передряг руку к огранке актерской игры и выжала из них максимум. И здесь очень тонкий момент. Если вы ничего не знаете о Камбо, никогда в ней не были и не провели много времени с кампучийцами, сочтете работу актеров совершенно никудышной. Если вы, как и я, живете среди этих миролюбивых, к слову, азиатов, дружите с ними, наблюдаете порой за съемками их сериалов — дорам, то согласитесь: ЭТО — работа на пределе их артистических возможностей. И за моими словами не стоит уничижительного отношения к кхмерам — они такие, какие есть.
…- И такими я их и люблю, — внезапно для себя подумалось мне на пятнадцатой минуте просмотра.
Широкие лица и мощные челюсти, черные глаза, обрамленные гусиными лапками улыбчивости, чуть приплюснутые по-негритянски носы и мягкие красивые губы — жители Камбоджи именно такие. Девушки необычайно статные, фигуристые, хоть и крохотные. Мужчины поджарые и всегда хорошо физически развиты, хоть и тонкие, юркие, словно гекконы вечером у нас на кухне. В массе доброжелательные, спокойные. Словно готовые всегда вот-вот улыбнуться, незлобивые. Чаще — с ленцой, реже — любящие трудиться с утра до ночи. Покорные. Даже слишком. Возможно, эта природная кротость и стала благодатной почвой для совершения многих жестокостей над ними.
За русским дубляжом отчетливо прослушивается оригинальная речь на кхмерском. Этот язык — прямой потомок индийского санскрита и предок тайской хитроумной вязи. Я слушала знакомые слова и фразы (за пару лет я научилась немного говорить по-кхмерски) и с удивлением наблюдала, как внутри просыпается незапланированная радость:
— Скоро я буду дома! Ура, я возвращаюсь в Камбоджу!
К черту великолепие вьетнамских пейзажей! К черту трудолюбивую собранность коммунистически настроенных вьетнамцев. К черту пресловутые горы и словно созданный для кинемотографа прохладный Далат со всеми его ухоженными клумбами, величественными соснами и гортензиями. Просто верните меня скорее на кирпично-красные земли Камбоджи. Я хочу скорее домой!
И с этого момента я потеряла какую-либо беспристрастность к фильму, если она вообще была. Дальше просто растворялась в камбоджийском воздухе — чуть туманном, всегда влажном, словно парном. В лотосах, кокосовых рощах, до боли знакомых клетчатых платках, которые очень странно было видеть на красных кхмерах — ведь для меня они стали символом миролюбивости этого народа. В звучной кхмерской речи, в красивых мягких лицах. В шафрановых одеждах буддийских монахов, глумление над которыми в начале кино — будто ножом по сердцу. Ведь общество, в котором ноги оскорбляют голову и не считаются с ней — обречено.
К счастью для того, что в итоге осталось от Камбоджи к 79-му году после освобождения страны от Салонг Сара, последнее утверждение из предыдущего абзаца — истина, а не праздные измышлизмы. Девочка Лунг через четыре года воссоединилась с выжившей частью своей семьи — настоящая любимица судьбы на фоне всеобщего кровавого месива и голодной неразберихи.
Почему стоит смотреть «Воспоминания дочери Камбоджи»
По нескольким причинам.
- Кино о страшной жестокости без жестокости на экране.
Еще раз: я не гурман кинематографа. Для меня есть очень простой критерий качественного искусства: оно не должно угнетать, но обязано побуждать человека стать лучше. Женщина и режиссер Джоли большая молодец с точки зрения просто человеческой: снимая о жесточайших на планете событиях, она по максимуму избегает тошнотворной жестокости.
Как извечно не желающая быть пассивным со-участником кровопролития на экране, я ей очень благодарна. Ибо никогда мне не понять, зачем иные гении кинопрома так стремятся вывернуть кишки и налить побольше кровеимитатора в кадре.
Это не искусство и не реалистичность. Это просто мерзость души человеческой, проявление низменного стремления поразить, напугать, довести до рвоты пассивное человеческое существо под названием «зритель».
Кстати, многие такие существа как раз обвиняют Анджелину в «недостатке реализма» в фильме и его «женскости». Но мне такая женскость по нутру. Потому что… я женщина. И мы, женщины, по своей природе не кровожадны. Мы хотим мира, красоты и гармонии. А также здоровой психики своих детей и цельности собственных нервов, а не оторванных ног, которыми в нас тычут с больших экранов голливудские гении.
Кто нас в этом упрекнет?!
- Первое «попсовое кино» о полпотовской Камбодже.
Стоит хотя бы узнать, что есть такая страна. Что она находится не в Африке, а в Юго-Восточной Азии. И что сталинская Россия по сравнению с демократическим периодов в Кампучии — рай земной. Как минимум, потому, что во времена ГУЛАГов не выгнали ВСЕХ горожан семьями в лагеря, не разрушили ВСЕ дороги.
«Чтобы другие не забывали,» — дополняет режиссер в самом конце фильма. В смысле, дочь Камбоджи для этого и вспоминает.
Ведь это серьезный урок для каждого человека: на исходе просвещенного 20-го века вдруг случился такой кошмар. Продвинутый западный мир со своим вечным вмешательством в Азию и колонизаторскими замашками махнул рукой и допустил этому случиться. Почему? Неужели, если в стране нет нефти, она никому не интересна от слова «совсем»? Неужели топ-менеджеры Земли не знали, что на одной планете с ними мучительными способами убивают каждый день тысячи людей. Каждый день — тысячи людей. Только вдумайтесь!..
- Кино для тех, кто любит Камбоджу.
Если вы бывали в этой крохотной азиатской стране с ее смешными низкорослыми людьми и пыльными дорогами, если она, вечно наивная, «приняла» вас однажды, то вы уже не сможете просто смотреть и здраво критиковать этот фильм. Вот как я. Уже через несколько минут просмотра критическое мышление, если оно и присуще, куда-то сгинет, и вместо глаз вы начнете видеть это кино сердцем. А сердцу все равно, как играют актеры, хороши ли костюмы и реалистична ли кровь. Оно хочет только любить и сострадать…
И да, я предупреждала, что не умею писать кинорецензии.
С пожеланиями мирного неба над головой и приятного просмотра, искренне ваша, некиноман, Marta.
Сиануквиль. Декабрь, 2017 г.
Для личных консультаций и сотрудничества: Актуальные контакты
Мои курсы и уроки: Vidya
Инстаграм: Martathai
Facebook: Martathai
Telegram канал о духовности: «Духовное прибежище»
Telegram канал для женщин: «Красный шатер»
Telegram канал Холистического здоровья
Интернет-магазин Аюрведы и товаров из Индии: Market by Martathai
Ух ты, уже можно в качестве глянуть! Как узнала, что Анжи снимает про Камбоджу, сразу добавила в закладки.
Очень искренний отзыв о кино, обязательно посмотрю
Марина, здравствуйте! Ваш постоянный читатель смеет написать несколько строк чтобы подкорректиррвать ваш пост. Я был в Камбодже летом 15 года. Очень понравилась и страна, и люди. Простой, открытый народ. Помнится, ещё тогда я подумал о том, что мы, русские, такие же как и камбоджийцы, ибо перенесли такие же репрессии и страдания. Мне несколько за 50. Моя мама, которой в этом году будет уже 80 лет, из того поколения, которое помнит сталинские репрессии и лагеря. Её семью, как в песне Высоцкого, гнали: — из сибири в сибирь. Она родилась в пути, по этапу, в декабре месяце. Помню я и своего деда, который рассказывал, что выгнали их из родного дома зимой, в том, что было на себе. Не позволили взять ни одной вещи. Гнали их в самую глушь, далеко за Томскую область, с 1931 по 1938 год. На постоянное место мама попала в 6 месячном возрасте. Это я к тому, что, как Вы написали: — «И что сталинская Россия по сравнению с демократическим периодов в Кампучии — рай земной». И к тому, что: — «Как минимум, потому, что во времена ГУЛАГов россиян не выгоняли семьями из городов, не разлучали семьями, не разрушили все дороги, не убивали детей на глазах у родителей, не заставляли всех от мала до велика работать на брюквенных полях с утра до ночи, давая чашку риса взамен…» Да, всех из городов не выгоняли, а только «избранных» и чашку риса не давали взамен, потому, что вообще ничего не давали. Заставляли выходить на работы и собирать колоски на полях. За украденный колосок — в лагеря, а то и к стенке без суда и следствия. Да, дороги у нас в Сибири не разрушали. Их просто не было. Зимой, в школу, дети из семьи почти не ходили, нечего было надеть. Пухли от голода. Питались пдножным кормом. Да и семьи тогда разлучали полный вперёд. И убивали на глазах у родственников. Свидетелем был мой дед. Мир праху его. А уж сколько погибло людей в сталинских лагерях и по тюрьмам, населения целой Камбоджи не хватит. Большая просьба, Марина, впредь если будете сравнивать наши страны, немножко читайте об истории Родной страны. Весьма сожалею, что пришлось Вам об этом напомнить. Вас читают тысячи человек и подавать им не точные, не проверенные сведения, руководствуясь лишь своими эмоциями и (или) взглядами, считаю, не вполне корректно. Вы тоже формируете взгляды читателей через призму Вашего восприятия мира. Поэтому будьте осторожны.
С уважением к Вам! Признательный читатель.
Андрей, здравствуйте.
Во-первых, большое и искреннееспасибо за такой развернутый комментарий. И за свою историю.
Даже Вы знаете такие подробности не из школьного курса истории родной страны, а потому что это касается Вашей семьи. Я к тому, что такие знания не так-то просто найти.
Я готова подкорректировать момент насчет «не убивали и не гнали». Но как ни крути, убили не две трети мирного населения, как это было в Камбодже. Так что не совсем уж одними эмоциями я руководствуюсь, когда пишу свои опусы.
Простите, если задела Ваши чувства.
Благодарю, за ответ. Но, сравнивать всё равно не стоит. До репрессий были годы мировой войны, затем граждвнская, упомянутые репрессии, отечественная где погибло около 27 млн. чел. Да, для такой крохотной страны как Кмбоджа их потери ужасающи. Но этоа цифра меркнет с той, что потеряла Россия за прошлый век. Ещё раз, простите что заострил внимание на этом больном и для России и для Камбоджи вопросе. Ни сколько, не пытаюсь умалить потери и страдания последней. Вообще словосочетание «рай земной» не уместно. Лучше Россию вообще не упоминать в данном контексте. Ну, а мои чувства, да Бог с ними. Для меня важнее точность изложенного без какого либо сравнения. С большой признательностью, за Ваш труд. Искренне любящий, Ваши литературные заметки и стиль изложения, читатель.
Я уловила Ваше настроение очень чётко, Андрей. Вижу, что, с одной стороны, для Вас это болезненный вопрос. С другой, какой уважительный тон при этом сохраняете… Меня так радует эта культура общения, что просто за нее признательна.
Это была бочка меда. Правдивая такая, искренняя бочка. )
Капле дегтя в том, что сравнивать или нет — это право все-таки оставлю за собой. Ибо всем мил не будешь в любом случае.
Но для меня культура отношений всегда важнее сути обсуждаемого вопроса, чьей—либо «правоты» и т.п. И за нее — большое спасибо.
Как, впрочем, и за преподнесенный мне урок. И не подозревала. НАСКОЛЬКО разные люди читают этот блог.
С благодарностью и уважением!
Хороший фильм и действительно не перегруженный ‘кровавыми’ сценами! Я перед тем, как посмотрела кино, прочла книгу ‘Улыбка Пол Пота’ — очень интересное расследование автора того факта, почему шведская делегация, приехавшая в Кампучию Пол Пота ни сном ни духом не заметила того, о чем стало известно намного позже?! В книге много вопросов, много размышлений. И фильм Анджелины Джоли только больше дополнил для меня образ того кошмара, в который погрузилась Камбоджа в тот год, когда я только родилась… Как?! Как этот кошмар стал возможен?! Вообще мне на голову не налазит как это выселить из Пеномпеня 2,5 миллиона жителей — просто отправить их из домов в леса и поля??? 2,5 миллиона! В один день!
Мы сейчас в Кепе. От былого фешенебельного морского курорта здесь остались лишь разрушенные стены вилл… Кто были эти люди? Что с ними стало? 43 года назад наступил ‘нулевой год’ для Камбоджи, и мне искренне хочется, чтобы те, кто живут здесь сейчас были счастливы и никто никогда бошьше в мире не пережил подобной трагедии. Парадоксально, что все геноциды, пережитые в разных странах, не были распознаны, не были предотвращены, не были остановлены. Как будто налетел тайфун, уничтожил все, и только потом мы способны оценить последствия ((( к сожалению…
Ириша, спасибо за душевный отзыв))
Да, примерно подобные вопросы задаю себе постоянно, находясь в Камбодже. И про нулевой год — очень верно подмечено.
Знаешь, я вот ходила вчера в джунгли — лианы, деревья, воздух, море на горизонте… а в голове кадры, как эта девочка стоит посреди леса и видит, как бегущие подрываются на минах… и как она осторожно по следам от воронки к вороне идет! И ведь она там лишь на год старше моего ребенка! Я вообще не представляю как она это все выдержала… В общем, фильм не плох. Буду книгу теперь читать.
Потом делись мнением о книге. Я бы тоже прочла. Отзывы о ней очень хорошие. 🙂