В минувшие выходные совершили очередную мини-экспедицию по Чонбури – в китайский храм и музей Anek Kuson Sala (официальное название), называемый еще Viharnra Sien. Уж несколько раз в своих исследовательских вылазкам была мимоходом замечена сея достопримечательность – по пути то на Милитари Бич, то на Silver Lake. Но никому из нас или друзей-спутников и в голову не пришло заглянуть сюда.
Всему свое время: считанные дни назад мне по-новому интересна стала основная религия Таиланда. Я будто проснулась от спячки раннего материнства, начала озираться и увидела, как много, оказывается, вокруг прекрасных светлых мест.
Viharnra Sien, китайский храм недалеко от Паттайи
Китайский храм Viharnra Sien – закон и порядок
Добирались мы на мотобайке минут 20 от нашего кондоминиума в Южной Паттайе. Храм располагается рядом с небольшим озером Map Fak Thong.
Координаты китайского храма в Паттайе.
По левую руку от парковки – билетная касса, вход в храм – 50 батов для взрослых, детям – бесплатно. Скидок по тайским водительским правам или студенческим картам не предусмотрено. Еду и напитки на территорию храма брать запрещено. Строгих требований к одежде нигде не было указано, но в закрытом длинном платье мне было очень удобно. Интуитивно полагаю, что Anek Kuson Sala при всей его туристичности – не место для тропического casual: в шортах и майке-алкоголичке я бы лично смущалась.
Чтобы прогулка по Viharnra Sien была комфортнее, стоит сделать следующее:
- возьмите головные уборы и темные очки – солнце палит беспощадно, а на открытой территории храма-музея так много интересных объектов!
- киньте в сумку… пару носков: перед входом в храм обувь снимают, а полы на огромной террасе с “монахами из Шао-Линь” будут обжигать стопы.
И пошли гулять по Anek Kuson Sala!
Что есть китайский храм
Я была бы кем-то другим, если бы не покопалась в анналах всего, что позволено, дабы выяснить, что это за место такое. Докладываю.
Viharnra Sien, или Вихарна Син, – переводится как “Обитель святых”. И это не совсем метафоричное название, потому что здесь собраны десятки изваяний святых личностей. Разумеется, все эти личности были китайцами большей частью, и множество экспонатов храма-музея посвящены китайской культуре.
Но венчает праздник религиозного просвещения весьма популярный среди 400 млн людей на нашей планетке выходец из Северной Индии (нынешнего Непала) – Сиддхартха Гаутама, более узнаваемый как Будда. Мне показалось, что он именно “венчает”: третий этаж Anek Kuson Sala полностью посвящен житию Учителя.
Я не зря окрестила Вихарна 3D-учебником по буддизму: здесь собраны сотни буддистских артефактов из традиций Тхеравады и Махаяны. Последние два – названия направлений этой религии, и они достойны отдельного рассказа.
Гид из меня не лучший: то и дело тянет рассказывать о религиях и святых, а мы всего-то храм-музей в Паттайе навещаем. Наверняка среднему туристу интереснее будут более осязаемые факты о храме Вихарна Син. Держите!
- Храм возведен в 1987 году.
- Китайский храм в Паттайе считается одним из самых значимых по количеству антиквариата, предметов искусства и ценных скульптур за пределами самого Китая. Правительство Поднебесной сделало такой подарок Таиланду в честь 60-летия Короля Пумпидона Адульядета (Рамы IX).
- Территория храма – 3 гектара.
Нечаянно “пробрало” в храме Viharnra Sien
Я ехала в Вихарна Сиен с настроением типичной туристки: полюбопытствовать, поснимать и поставить галочку скучающей зеваки. Ничего особо возвышенного или светлого от насквозь прошитого туристами (преимущественно китайскими) и отполированного их фотокамерами места не ждалось. И, как часто бывает, лучшего настроения для маленького волшебства в жизни придумать сложно…
Территория перед храмом – сплошь в живописных статуэтках,
симпатичные миниатюры бонсай
драконы-агрессоры сияют позолотой.
Внутри – настоящая армия экспонатов: статуи святых, богов, легендарных героев, мудрецов. Мне из сотен каменных изваяний особенно полюбился вот этот старичок. Если доживу до старости, хочу такую же добрую улыбку на своем помятеньком лице, как у него!
На первом этаже расположены миниатюрная копия знаменитой Терракотовой армии, которая под стеклянным колпаком упорно не пожелала у нас красиво получиться на фотографиях. Да еще Викторалексеич со своей неуемной любовью к главному десерту не давал расслабиться и вдоволь нафотографироваться!
Да и Бог с ними – с армией, статуэтками, восковыми фигурами. Уже слегка утомленная, иду на второй этаж с отпрыском наперевес. И там о своей ноше, майской жаре субэкватора, горячих плитах под ногами и прочих досадных помехах я быстро позабыла, стоило увидеть изваяния монахов Шао-Линь – все 18 штук.
Странно было стоять рядом с этими каменными ребятами – от них шла неизъяснимая чистая сила и спокойствие. И, клянусь, дело вовсе не во внешнем сходстве тонко выполненных статуй: полуденное солнце слепило так, что толком и не разглядеть было всех морщинок на их лицах!
Ощущение рядом с парнями было знакомым и органичным, будто в одной из прошлых жизней я только и делала, что где-то в горах Тибета часами каждый день ловила “спокойствие и умиротворение”, оттачивала невыносимо медленные движения ушу. И глаза мои были еще миниатюрнее и уже, чем в нынешнем моем воплощении…
Следующие пять минут заняло перескакивание по раскаленным плитам террасы – от воина к воину в попытке познакомиться поближе с энергичными монахами, разглядеть их одежду, украшения и черты лица. И после оказалось, что смотреть на синее небо Таиланда,в которое врезаются все эти драконы с крыши Китайского храма, можно бес-ко-неч-но. Потому что Viharnra – больше, чем туристическое место. За три десятка лет радужное китайское пирожное (таким издали кажется Anek Kuson Sala) замариновалось в собственном соку из светлых сил, которые текут от местных воинов, конфуциев, многоруких богов, всевозможных каменных святых, нашедших здесь уютную обитель, и артефактов этой святости.
За несколько минут глаза будто стали чище, и по-новому яркими показались и сама Обитель Святых, и его живописные окрестности. Со второго этажа Viharnra видна вдалеке гора Золотого Будды:
С другой стороны возвышается буддистский храм Ват Ян:
… С радостным сердцем идем дальше – на третий этаж, который посвящен Сиддхартхе Гаутаме – от его мажорной молодости до Просветления и появления Будды, ставшего Учителем жизни (и смерти) для миллионов азиатов.
Викторалексеич – ненасытная молочная душа. И в очередной раз приходится уединиться с ним в уголок Китайского храма поукромнее на краткое кормление. Люблю Таиланд за простоту: никому из туристов или служителей храма не пришло в голову осудить нас с сыном за 10-минунтую трапезу и передышку на общение.
Другие дети тоже спокойно бегают и играют прямо перед красивой золоченной статуей Будды посреди зала – никто не осудить и не “шикнет” на милых шпендиков – даром, что буддистский храм. Мне нравится эта всеобщая взаимная терпимость. Прошу не путать с толерантностью!
Викторалексеич тоже немного участвует в играх с азиатскими детками:
…А туристы-буддисты садятся на поклоны.
И что-то случилось… Формально вялотекущая православная христианка, латентная кришнаитка, помнится, я даже в молитвенных песнопениях на мусульманском юге Таиланда больше чувствовала Бога, чем в самых красивых из виденных мною буддистких храмов. Просвещенные криво усмехнутся: “Откуда, мол, тебе Будда должен Бога подать, если он даже своим архатам ничего о Нем не рассказывал?”
Верно, господа! Только я смотрела на статую Просветленного, и изнутри меня “вышибало” – хотелось от души поклониться перед алтарем. Снаружи стеснение и предрассудки из разряда “я же не буддистка, это смешно” и т.д. не приветствовали порыва… Спасибо добрым азиатам вокруг – никто не стал тыкать пальцем в странную фарангесску и смеяться надо мной. И лояльному к моим божественным тараканм Алексейвикторовичу, по совместительству – ловкому папарацци.
Может быть, я поклонилась неправильно и смешно – не знаю, как это должно выглядеть. Если кто-то, читая эти строки, присвистнул про себя: мол, Марта-то совсем с глузду двинулась на старость лет, – это ничего: другой меня все равно нет, и я не ожидаю всеобщего понимания моих глуздов. Лишь стараюсь быть честной – с собой и тремя моими постоянными читателями.:)
Но внутри меня момент был очень настоящим и светлым. Учитель Будда когда-то целое воплощение посветил тому, чтобы жизнь миллионов людей стала счастливее. Для этого легко променял собственную принцеобразную жизнь в роскоши на служение людям. Разве важно, что, в таком случае, он говорил или не говорил о Господе, если все его поступки – служение добру и другим людям?..
Хотелось плакать от счастья и благодарности Богу и судьбе за возможность жить в Азии и прикасаться к местной культуре и религии, за встречи со светлыми людьми, которые сюда приезжают. За то, что меня вообще посещают такие мысли и делают меня счастливой настолько, что это счастье никому не дано уже разрушить – ведь оно не зависит от обстоятельств, места и времени, от моего материального достатка, социального, семейного, политического, религиозного и любых других статусов. Оно – внутри, где я танцую, как Рори О’Ши.
Зато Алексейвикторович умело возвращает меня на землю, отдирает от храмовых ковров, и мы, устатые и довольные, топаем с друзьями переваривать увиденное – в парк у озера рядом с Вихарна Сиен. Перевариванию способствует спокойная атмосфера и вкусные фруктовые чаи.
И по дороге домой – маленькая деталь. В России овощные грядки охраняют Страшилы Мудрые. В Таиланде на полях с тапиокой установлены вот такие домики духов…
С пожеланиями самого солнечного настроения, самых интересных и познавательных поездок, искренне ваша, счастливая теть Marta
Неожиданная развязка. Прониклась) У меня никогда не бывает в буддийских храмах ощущения как в наших церквях, не могу их всерьез воспринимать, хоть и уважаю чужую культуру и религию.
Нина, это и для меня была неожиданная развязка. И точно так же я не воспринимала никогда буддийские храмы “всерьез” – слово очень подходящее.
Видимо, что-то пошло не так))