Боги буддистов, единый Бог или…

Публикация интервью с тайским юношей, который отказался от буддизма,  принял православие и уехал жить в Россию, чтобы учиться в духовной семинарии Петербурга, вызвала немало споров среди интересующихся буддизмом. Поводом для них послужила причина отказа тайца от родного вероисповедания: по его словам, в этой религии (или философском течении – как угодно) нет личности единого Бога, Творца. Монотеизм и буддизм – якобы, несовместимые понятия. Приводились контраргументы, выражались сомнения, сомневалась и задавалась вопросами и я.

Чтобы вместе со своими читателями начать распутывать клубок наших незнаний об основной религии Таиланда, начну с примитивной преамбулы. Перевожу лекцию компетентного в этом вопросе человека – буддиста, исследователя учения Будды из США. боги буддистов

Автор – Кусалу Бхикшу, буддистский духовный деятель из США, Лос-Анжелес. В 1979 году он заинтересовался практикой медитации, а в 1981 году официально принял буддизм. Получил степень бакалавра, закончив лос-анжелесский  Колледж буддистских исследований. Живет и работает в Международном центре буддистской медитации, в Лос-Анжелесе. Общественно-религиозный деятель, волонтер. Проповедует для студентов, учащихся школ и заключенных.

Источник: urbandharma.org

Почему буддисты не обсуждают опрос о Боге

“Будда никогда не упоминал о едином Боге. Значит ли это, что все буддисты – атеисты, и не верят в Бога? Верил ли в него сам Будда?

Принц Сиддхартха Гаутама – Будда – появился на свет за 500 лет до Рождества Христова, на территории современного Непала, которая в то время была частью Индии. Отец  будущего основателя буддизма хотел, чтобы сын посвятил свою жизнь правлению королевством.

Мир, в котором родился Будда, был волшебным. Природа была в полной  в гармонии с богами, все в нем было будто живым.  Деревья, озера, горы, небо – на каждое явление приходилось свое божество. Если люди нуждались в дожде, они просили помощи у одного духа, если же им нужно было прекратить дождь, они просили другого. Религиозные обряды были работой индийских жрецов, и за нее исправно и высоко платили. В те времена жрецами становились только люди, родившиеся в надлежащей семье. Никакие другие факторы не могли на это повлиять: ни образование, ни приобретенные в течение жизни звания.Боги буддистов

Но в обществе были религиозные люди совсем другого плана. Нищие монахи оставляли свои семьи, друзей, работу для того, чтобы найти ответы на главные вопросы. Они уходили жить в пещеры и леса, где целыми днями практиковали медитации. Намеренно отказавшись от всех удобств, странствующие аскеты стремились понять суть земных страданий.

Монахи практиковали разные виды медитаций. К примеру, в медитации умиротворения нужно было думать только об одной вещи: как дуешь на свечу или произносишь одни и те же слова снова и снова. Когда разум становится сосредоточенным на одном, в человеке появляется великое миролюбие. Даже если монах, медитируя, просидел весь день под холодным дождем, он нашел в своей практике сущность счастья.

Отречение – это когда, человек отказывается от всех материальных вещей, которые делают его жизнь наполненной удовольствиями. Богатые люди покупают много вещей, чтобы сделать себя счастливыми, а свою жизнь – более комфортной, полагая, что счастье и комфорт зависят от количества и качества того, чем они владеют.

Когда с помощью медитации и долгих лет отречения странствующие монахи могли ясно видеть свои собственные страдания, они приходили к пониманию того, что счастье не зависит от количества вещей, которыми владеют люди. Оно зависит только от того, какую жизнь ты проживаешь.

Сам Сиддхартха Гаутама в 29 лет перестал молиться и просить прекратить свои мучения и страдания других людей. Оставив родных и друзей, он ушел в чащу леса, где снял с себя всю одежду и драгоценности, прикрыл свое тело ветошью, остриг волосы и приступил к медитации. Он стал тем самым нищим монахом. Шесть лет Сиддхартха Гаутама старательно трудился, и в итоге он прекратил свои страдания навсегда – достиг нирваны. После этого он начал помогать другим людям избавиться от их страданий.боги буддистов

Верил ли Будда в какого-либо бога

Для Будды понятие монотеизма (учение о едином Боге) было чуждо. В его мире существовала много богов, один из них – Брахма, главный Бог-Творец.

Во времена Будды, за 500 лет до того как в этот мир пришел Иисус Христос, единственным народом, верующим в единого Бога, были евреи.

Будда никогда не покидал Индию, он странствовал из деревни в деревню. В течение своей жизни, он никогда не уходил дальше 200 миль от своего родного дома. За всю свою жизнь он никогда не встречал еврея, поэтому никто ему никогда не рассказывал о едином Боге.

Учение Будды не объясняет, как нужно поклоняться богам Индии, не говорит о том, кто является истинным Богом. Несмотря на это сам Будда был теистом – он верил в богов индийского пантеона, но его учение не является теистическим. Будда был сосредоточен на состояние самого человека: его рождении, болезнях, несчастьях, старости и смерти. Путь буддиста – поиск согласия с этими неприятными аспектами жизни, избавления от страданий во время их прохождения.

Таким образом, буддисты не воспринимают Будду, как бога, которому нужно поклоняться. Его почитали и воспринимали , как великого учителя, подобно тому, как мы уважаем Авраама Линкольна как великого президента.

Будда был человеком, который открыл для себя совершенство в Нирване. Благодаря ей, он узнал причины страдания людей и стал просвещенным. Таким образом он прекратил свои страдания навсегда.

Значит ли это, что все буддисты атеистичны

Нет. В своей жизни я встречал очень много буддистов, которые верят в Бога, также встречал и атеистов. Есть и те, кто попросту сами не могут ответить на этот вопрос. В буддизме намного важнее достичь состояния нирваны, чем то, являешься ли ты атеистом или верующим.

Если у буддистов нет Бога, что послужило началом Вселенной

Когда Будду спросили о том, что было причиной создания Вселенной, он не ответил ничего. В буддистской религии не описывается первый случай появления на свет жизни. Вместо этого в ней существует понятие о бесконечном круге рождения и смерти. Он просто не прекращается.

Итак, если ты буддист, можешь верить в то, что первым на Земле был рожден Бог. Это никак не противоречит учению Будды, которое было сконцентрировано на достижении состояния нирваны. Также ты можешь верить в научные теории происхождения жизни на Земле (например Теория большого взрыва и др.) Некоторых буддистов этот вопрос никогда не волновал, что также нормально для буддизма. Знание о том, как был создан мир, не положит конец твоим страданиям, оно просто вам даст больше материала для размышления.

боги буддистов
Буддист может верить в Бога или богов, может быть атеистом

Учение Будды может помочь человеку прекратить его страдания, с помощью мудрости и сочувствия ко всему живому. И Священные Писания буддизма не говорят о том, должны вы верить в Бога или нет, вам оставляется выбор. На протяжении всей своей жизни и всего учения Будда никогда не упоминал о едином Господе.

Мудрый человек однажды сказал :

1. Я не принимаю это за правду. 2. Я не принимаю это за ложь. 3. Я не говорю, что это неправильно. 4. Я не говорю, что это правильно. 5. Я не говорю, что  это является правдой или ложью. 6. Это одновременно является и правдой, и ложью, одновременно верно и в то же время – нет”.

Послесловие от Марты

Духовные поиски и исследование религий – такое же важное для меня занятие… Что я несу? Это главные занятия моей жизни с самого детства. Семья? Спокойно, семья – и есть часть духовного пути всякого нормального человека, так что все паззлы мировоззрений у меня не так уж плохо складываются. Позже непременно поведаю о том, как я пошла по наклонной и ненормально много задавала себе вечные безответные вопрос: “Кто я, да зачем я, да почему то и се”. Вкратце же, лет в 10 я подумала, что буддизм мне подходит больше православия, потому что Будда велел не убивать животных и не есть их. А родной Христос ничего насчет “не есть” вроде как не говорил. В общем, личность азиатского Учителя вызывает во мне не меньшее преклонение и благоговение (как бы странно ни звучало последнее слово, если произнести его вслух), чем наш православный Спаситель.

Спустя 20 лет, так и не ставши буддисткой, прожив 3 года в Таиланде, я поняла, что ничего толком не знаю о религии этой страны . Ведь последние годы меня увлекли за собой Кришна, Рама,Ганеша, Брахма, да Лакшми вместе с Сарасватей. Ведические истории, как индийское кино, ворвались в мою жизнь, и мне хотелось все больше и больше узнавать о богах Индии… Пришло время неспешно восполнять досадный буддистский пробел.

боги буддистов
Ганешу в Таиланде уважают, всюду его статуи. Нам с Викторалексеичем он тоже очень нравится.

Лекция Кусалу Бхикши – проста и отчасти поверхностна, но в ней содержится ответ на главный вопрос: есть ли Бог в буддизме. И получается, буддизм – удобнейшая штука: можно следовать заповедям Будды, соблюдать аскезы, заниматься медитациями. Но при этом никто не запрещает верить, например, в Христа или Аллаха. Да хоть в Одина верьте или в Перуна – имеете право.
Наверняка все не так просто, и существуют разные направления буддизма. Например, в Таиланде распространена тхеравада – старейшая школа буддизма. Но об этом – в следующий раз. Пока закроем вопрос с богами Индии или единым Богом в буддизме.

С пожеланиями Просветления или хотя бы духовного процветания или хотя бы земного счастья в благости, искренне ваша, Marta.

P.S. Соавтор этого материала, литературный негритенок и помощница – начинающий переводчик и моя любимая племянница Алина Мартынова. Она боится любит свою тетушку, к тому же ей нужно наработать портфолио, посему вызвалась помочь. Еще она тоже любит Азию, в связи с чем живет и учится на лингвомонстра в Китае. Спасибо, племяшка. Я знала в 95-ом, что не зря стираю подгузники! 🙂

 

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Нина

    Мариночка!Огромное спасибо за блог.Буддизм-это то,что меня интересует.Это религиозно-философское учение наиболее близко мне и я очень рада ,что Вы затронули эту тему.Я всегда с удовольствием читаю Вас!

    Ответить
    1. Marta автор

      Нина, и Вам большое спасибо за отклик и внимание – я очень ценю!)
      Мне интересны все религии, и о буддизме еще предстоит многое узнать. Так что надеюсь, мои новые материалы еще Вас порадуют.)

      Ответить
  2. SeD

    Я извиняюсь, но приведенная Вами в статье информация как минимум не совсем точна и объективна.
    Marta, в своем комментарии я не стану приводить всех неточностей и заблуждений описанных в Вашей статье, скажу лишь, что в буддизме вера в единого Бога-Творца, такого как Христос или Аллах просто исключена хотя бы на том лишь основании, что сердцем буддизма являются три таких понятия, исходящие одно из другого и присущие всем феноменам бытия, как аничча (непостоянство),дуккха (неудовлетворительность) и анатта (безличность), что уже само по себе автоматически отрицает единого и неизменного Бога.
    “Появляются ли в мире Татхагаты, или нет – этот закон, эта истина Дхаммы всегда остаётся неизменной и постоянной: все формации непостоянны, все формации страдательны, все феномены безличностны” (см. Дхамма нияма сутта, АН 3.134)
    В буддизме признаются и почитаются Боги (Дэвы), но они, как и все остальные существа Сансары смертны и даже Брахма, являющийся высшим Божеством, (если можно так сказать), так же не является Творцом.
    Буддизм Тхеравады (пишется с большой буквы) опирается на Палийский Канон, с которым Вы сами сможете сверится и подчерпнуть нужную Вам информацию.
    Буду рад видеть Вас и всех интересующихся буддизмом Тхеравады на сайте и форуме theravada ру
    С наилучшими пожеланиями.

    Ответить
    1. Marta автор

      Здравствуйте.
      Извиняться совершенно не за что – очень признательна за внимание к моим несовершенным трудам и за Ваши сведения)
      Дело в том, что, будучи начинающей исследовательницей буддистского учения, не имею достаточной квалификации для того, чтобы спорить или соглашаться ни с одной, ни со второй точкой зрения – насчет есть ли Бог в буддизме. Именно поэтому я не рискнула писать авторскую статью, а лишь взялась за перевод квалифицированного, как мне видится, специалиста, причем выбрала самую простую лекцию – для школьников. сведения, которые приводите Вы, вероятно, точны и основаны на Писаниях, но сложны для понимания таких же начинающих, как я) Я сторонник того, чтобы говорить простым языком о сложных вещах. Но это лишь особенность моего мышления. И с Палийским Каноном теперь обязательно познакомлюсь лично, спасибо за важную наводку!
      По сути вопроса – наличие или отсутствие Господа-творца в буддизме – обращалась к нескольким буддистам и исследователям религий, и не получила единого ответа. Представляете, мальчик-буддист (таец, стало быть, последователь Буддизма Тхеравады) говорит, что Бога в буддизме нет, и в Его поисках поворачивается к христианству. Дипломированный специалист и еще несколько исследователей бддизма утверждают, что в некоторых школах буддизма есть понятие Бога-Творца. Наконец, Ошо в своей книге “Будда однажды сказал”, а также автор переведенной мною статьи, Кусалу Бхикшу, оставляют за буддистами право самим выбирать, верят ли они в Бога, или довольствуются лишь наставлениями Будды, который, по их словам, не утверждал, что Бог есть, но и никогда не говорил обратного)
      Ваш сайт я уже посещала, благодарю Вас за него! Впереди много интересной работы над этим и другими вопросами о буддизме для меня)
      С уважением.

      Ответить
      1. SeD

        Здравствуйте Marta 🙂
        Постараюсь обратить внимание на то, что подобные школьные лекции таких, с позволения сказать квалифицированных специалистов очень вредны в первую очередь именно для начинающих буддистов, так, как они передают неверную, искаженную точку зрения на учение, развивают неправильное понимание и по мере углубления в учение неофитам, (если они находят такие возможности и обращаются к неискаженным, достоверным сведениям, таким как Типитака например), приходится многое ломать в уже приобретенных стереотипах и переосмысливать. Тем, кто буддизмом не интересуется по большому счету наверное все равно, хотя конечно хотелось бы чтобы и они смогли отличить буддизм от выдумок различных гурствующих “спецов”. Очень странно, что обращаясь ко многим буддистам и буддологам Вы не получили вразумительного ответа касательно единого Бога-Творца в буддизме ибо тема эта там очень прозрачна и однозначна. Очень рекомендую прислушаться к мнению тайского мальчика буддиста и последователя Тхеравады, ибо его мнение из всех Вами полученных единственно верное (а на местах, как говорится виднее) и поверить ему в том, что в буддизме, независимо от школы, единый Бог-Творец не признается. Я, (как и тайский мальчик тоже буддист традиции Тхеравада 😉 ) тоже читал книгу Ошо “Будда однажды сказал” и могу Вам однозначно сказать, что книга представляет из себя некий микс из буддизма Махаяны, эзотерических измышлений Ошо и нью эйджа. В общем смесь ацкая и к буддизму имеющая отношение такое же, как и сам Ошо 🙂 А судя по некоторым высказываниям Кусалы Бхикшу создается впечатление, что сам он обучался буддизму по этой книге. Кстати биографии его найти не удалось, а вот фото нашлись. )
        Тут уже без комментариев, как говорится, но я не удивлен 😉
        По поводу могут ли буддисты верить в Единого Бога-Творца?
        Могут, но тогда они уже не буддисты 🙂 Автоматически. Не потому, что нельзя, а потому, что это взаимоисключающие понятия, все равно, что сказать -” этот белый цвет слишком черный” 🙂 Просто это противоречит учению и исходит из самого учения. Примерно как в православии наряду с Единым Богом отцом верить в летающего макаронного монстра и космический чайник “Тефаль” или вообще ни в кого и ни во что не верить:) Конечно я все очень утрирую, но сама доктрина это отрицает.
        Так, что я не слишком стал бы доверять их словам, тем более что Палийский Канон, являющийся словом Будды говорит нам саавсем обратное 😉
        По поводу сайта… Он не мой, а принадлежит питерской общине Тхеравада.ру, а я там просто гость. И Вы заходите, будем рады:)
        P.S. А еще хочу Вам сказать, что мы с Вами оказывается уже пересекались на просторах интернета 🙂 Я это понял, когда посмотрел Ваш профиль на этом сайте.
        А вот мой, может вспомните?
        Paticca Samuppāda
        Марина, я все это написал для вас и поэтому Вы можете не добавлять это в комментарии.
        Желаю Вам удачи и всего самого наилучшего.
        Кто знает, может когда нибудь мы пересечемся в Таиланде 🙂

        Ответить
        1. Marta автор

          Дорогой SeD!
          Я просто счастлива, когда мне доводится общаться с такими людьми – просвещенными, щедрыми на знания, тактичными и, что уж совсем редкость, знающими правила русского языка!))
          Если серьезно, снова благодарю за развернутый ответ – Вы меня и впрямь нацелили на прочтение слова Будды. Ошо давно смущал меня своими вольными толкованиями буддизма и не только. Окончательно он доконал меня книгой о Бхагават-Гите после прочтения которой стало ясно одно: ум этого человека так же несовершенен, как у большинства из нас. Он постоянно говорит о том, насколько коварен, замусорен, эгоистичен ум человека, и при этом сам трактует Священные Писания так, как хочется ему. Кажется, что его ум замкнут сам на себя. Может, я ошибаюсь, но комментариев Ошо к словам Будды и Гите стало достаточно, чтобы минимизировать свое доверие к этому Просветленному Учителю, как он себя именует в собственных книгах, что, опять же, пугает меня))
          Бог с ним, с Ошо. Просто впервые встречаю наконец человека, который не признает безоговорочно авторитет этого дяденьки. Прежде стоило мне усомниться в нем среди “осведомленных”, как я тут же получала по шапке – как можно, мол, оспаривать его великий ум?) Примитивно радуюсь сейчас возможности “дружить против кого-то”, это уже несовершенство моего мировоззрения.
          Ради честности, уточню, что я не буддистка и едва ли ею стану – мне очень нужна Личность Бога. В пока еще официальной моей христианской религии я чувствую себя плоско, несколько лет изучаю знания из Вед, мне комфортно в вайшнавских храмах, но на инициацию я пока не решаюсь. Это такой же важный и ответственный шаг для меня, как создать семью. А подготовка к таким вещам у меня происходит долго и мучительно. Но самое интересное, о чем я могу говорить, – это Господь и религии. Потому мне горячо интересен буддизм, в атмосфере которого к тому же я живу последние несколько лет. )
          Наверное, в этом месте меня следует высмеять, но уверена, что Будда, создавая свое учение во благо людей, именно глубинно служил Господу. Поиск способа избавить людей от страдания – это проявление божественной сути Будды, его любви ко всему живому. Так я вижу сейчас, не обладая достаточными знаниями. Возможно, изучение Палийского Канона и общение с буддологамии буддистами скорректируют мое понимание. Благодаря вам, я хотя бы знаю, что делать дальше в этом направлении. 🙂
          В Фэйсбуке я Вас не могу вспомнить, честно извините меня)) Может быть, это ваше сообщество – “Религия на самом деле”?
          Будем дружить виртуально. Буду также искренне рада возможности когда-либо познакомиться лично где-то в ЮВА. Сейчас я с семейством нахожусь в Камбодже. Может быть, у Вас есть любимые святые места или монастыри здесь? Я бы прислушалась к Вашему мнению. 🙂
          Счастья Вам!)

          Ответить
          1. SeD

            Милая Marta 🙂
            Благодарю Вас за теплые слова в мой адрес, но прошу Вас не награждайте меня качествами, которыми я не обладаю 🙂 Я далеко не просвещенный, а обычный невежественный, как и подавляющее большинство человек 🙂 Безоговорочно я признаю авторитет только Будды, что же касается Ошо, то он высказывал свою личную точку зрения, человек он судя по всему был далеко не глупый и многие его высказывания несомненно вызывают интерес и заставляют задуматься, но этого, по крайней мере лично для меня еще не достаточно, чтобы считать его Просветленным Учителем.
            Высмеивать Вас я конечно же не собираюсь, думаю Вы сами все поймете и решите для себя, когда поглубже познакомитесь с Будда-Дхаммой.
            В мордокниге моего сообщества нет, а общались мы с Вами там по поводу пенсионной визы в Таиланде 🙂
            С удовольствием буду дружить с Вами виртуально в надежде на реальное знакомство и дружбу 🙂 Через год, максимум два я ориентируюсь на переезд в Таиланд, на Самуи и может быть к тому времени и Вы уже вернетесь из Камбоджи 🙂
            Marta, увы, по поводу святых мест и монастырей я Вам посоветовать ничего не смогу. Думаю в этом вопросе Вам виднее, так, как Вы уже не первый год живете в ЮВА.
            Я желаю Вам всех благ!
            Здоровья, счастья, радости и удачи 🙂
            Санук, Сабай, Суай 🙂

          2. Marta автор

            Любезный SeD, здрасьте! 🙂
            Читаю гомеопатическими дозами Палийский Канон. Очень много всего перекликается в ведическими Священными Писаниями. Говорят, в каком-то месте Будда даже упомянул Кришну, неплохо о Нем отзывался, и все такое)
            Если серьезно, я теперь прямо жалею, что не с того конца подошла к изучению буддизма – чего я сразу не обратилась к Священному Писанию, если это очевидный и единственно верный способ! Ах, мы 40-летние молодые барышни бываем такими глупышками, знаете ли…)))
            А пенсионная виза в Таиланд – по-прежнему одна из самых железобетонных и неприкасаемых всяческими передрягами с правилами. В Таиланд, чует мое сердце, я вернусь. Правда, перед этим до слез хочется побывать в Индии и Непале. Приеду вот в улыбошный Сиам, вся почищенная, как яичко, и предстану пред Вами, наверное, вся умудренная сединами и покрытая пылью азиатских дорог. Сядем на верандочке, будем смотреть на залив, рассуждать о Священных Писаниях, Будде и Боге, которого в Буддизме нет. Все это чаем каркаде зальем. С кардамоном и корицею… 🙂
            Еще раз – рада общению. Бог то и дело меня сводит виртуально и реально с отличными людьми!
            Не мерзнете в России, держитесь Срединного пути, смело шагайте к ниббане. Искренне рада за Ваши добросовестные духовные искания.
            С уважением и наилучшими пожеланиями!

  3. Мурад

    Спасибо, очень интересно читать.

    Ответить
  4. Юра

    Юра Буддист в буддизме есть бог но Будда особо болтать об этом не рекомендует советую сажать акации это понравилось Богу из буддизма!

    Ответить
  5. Юра

    Юра Буддист хотите улучшить свою духовность старайтесь использовать мыло в место порошка исходя из основного принципа не вреди живым существам!Успешной медитации!

    Ответить
    1. Marta автор

      Хозяйственное мыло вроде бы делается как раз с применением вываренных костей КРС. Не получается ахимсы)

      Ответить
  6. Андрей

    Оно то интересно. но буддизм-не предусматривает не единого бога.ни единого будду.Кто тогда СУНЬ УКУН ПО МИФЛОГИИ? так вот -старший будда и выглядит он ни как старичёк с животиком -а как обезьяна …. асстатья бла ..бла ..бла…смотрите-есть разные фигурк будды…будда-не имя -это должность) читайте…а то все ой спасыби..спасыби…

    Ответить
    1. Marta автор

      Бесит, когда так много спасибо, и не тебе! Понимаю))

      Ответить
%d такие блоггеры, как: