Публикация интервью с тайским юношей, который отказался от буддизма, принял православие и уехал жить в Россию, чтобы учиться в духовной семинарии Петербурга, вызвала немало споров среди интересующихся буддизмом. Поводом для них послужила причина отказа тайца от родного вероисповедания: по его словам, в этой религии (или философском течении – как угодно) нет личности единого Бога, Творца. Монотеизм и буддизм – якобы, несовместимые понятия. Приводились контраргументы, выражались сомнения, сомневалась и задавалась вопросами и я.
Чтобы вместе со своими читателями начать распутывать клубок наших незнаний об основной религии Таиланда, начну с примитивной преамбулы. Перевожу лекцию компетентного в этом вопросе человека – буддиста, исследователя учения Будды из США.
Автор – Кусалу Бхикшу, буддистский духовный деятель из США, Лос-Анжелес. В 1979 году он заинтересовался практикой медитации, а в 1981 году официально принял буддизм. Получил степень бакалавра, закончив лос-анжелесский Колледж буддистских исследований. Живет и работает в Международном центре буддистской медитации, в Лос-Анжелесе. Общественно-религиозный деятель, волонтер. Проповедует для студентов, учащихся школ и заключенных.
Источник: urbandharma.org
Почему буддисты не обсуждают опрос о Боге
“Будда никогда не упоминал о едином Боге. Значит ли это, что все буддисты – атеисты, и не верят в Бога? Верил ли в него сам Будда?
Принц Сиддхартха Гаутама – Будда – появился на свет за 500 лет до Рождества Христова, на территории современного Непала, которая в то время была частью Индии. Отец будущего основателя буддизма хотел, чтобы сын посвятил свою жизнь правлению королевством.
Мир, в котором родился Будда, был волшебным. Природа была в полной в гармонии с богами, все в нем было будто живым. Деревья, озера, горы, небо – на каждое явление приходилось свое божество. Если люди нуждались в дожде, они просили помощи у одного духа, если же им нужно было прекратить дождь, они просили другого. Религиозные обряды были работой индийских жрецов, и за нее исправно и высоко платили. В те времена жрецами становились только люди, родившиеся в надлежащей семье. Никакие другие факторы не могли на это повлиять: ни образование, ни приобретенные в течение жизни звания.
Но в обществе были религиозные люди совсем другого плана. Нищие монахи оставляли свои семьи, друзей, работу для того, чтобы найти ответы на главные вопросы. Они уходили жить в пещеры и леса, где целыми днями практиковали медитации. Намеренно отказавшись от всех удобств, странствующие аскеты стремились понять суть земных страданий.
Монахи практиковали разные виды медитаций. К примеру, в медитации умиротворения нужно было думать только об одной вещи: как дуешь на свечу или произносишь одни и те же слова снова и снова. Когда разум становится сосредоточенным на одном, в человеке появляется великое миролюбие. Даже если монах, медитируя, просидел весь день под холодным дождем, он нашел в своей практике сущность счастья.
Отречение – это когда, человек отказывается от всех материальных вещей, которые делают его жизнь наполненной удовольствиями. Богатые люди покупают много вещей, чтобы сделать себя счастливыми, а свою жизнь – более комфортной, полагая, что счастье и комфорт зависят от количества и качества того, чем они владеют.
Когда с помощью медитации и долгих лет отречения странствующие монахи могли ясно видеть свои собственные страдания, они приходили к пониманию того, что счастье не зависит от количества вещей, которыми владеют люди. Оно зависит только от того, какую жизнь ты проживаешь.
Сам Сиддхартха Гаутама в 29 лет перестал молиться и просить прекратить свои мучения и страдания других людей. Оставив родных и друзей, он ушел в чащу леса, где снял с себя всю одежду и драгоценности, прикрыл свое тело ветошью, остриг волосы и приступил к медитации. Он стал тем самым нищим монахом. Шесть лет Сиддхартха Гаутама старательно трудился, и в итоге он прекратил свои страдания навсегда – достиг нирваны. После этого он начал помогать другим людям избавиться от их страданий.
Верил ли Будда в какого-либо бога
Для Будды понятие монотеизма (учение о едином Боге) было чуждо. В его мире существовала много богов, один из них – Брахма, главный Бог-Творец.
Во времена Будды, за 500 лет до того как в этот мир пришел Иисус Христос, единственным народом, верующим в единого Бога, были евреи.
Будда никогда не покидал Индию, он странствовал из деревни в деревню. В течение своей жизни, он никогда не уходил дальше 200 миль от своего родного дома. За всю свою жизнь он никогда не встречал еврея, поэтому никто ему никогда не рассказывал о едином Боге.
Учение Будды не объясняет, как нужно поклоняться богам Индии, не говорит о том, кто является истинным Богом. Несмотря на это сам Будда был теистом – он верил в богов индийского пантеона, но его учение не является теистическим. Будда был сосредоточен на состояние самого человека: его рождении, болезнях, несчастьях, старости и смерти. Путь буддиста – поиск согласия с этими неприятными аспектами жизни, избавления от страданий во время их прохождения.
Таким образом, буддисты не воспринимают Будду, как бога, которому нужно поклоняться. Его почитали и воспринимали , как великого учителя, подобно тому, как мы уважаем Авраама Линкольна как великого президента.
Будда был человеком, который открыл для себя совершенство в Нирване. Благодаря ей, он узнал причины страдания людей и стал просвещенным. Таким образом он прекратил свои страдания навсегда.
Значит ли это, что все буддисты атеистичны
Нет. В своей жизни я встречал очень много буддистов, которые верят в Бога, также встречал и атеистов. Есть и те, кто попросту сами не могут ответить на этот вопрос. В буддизме намного важнее достичь состояния нирваны, чем то, являешься ли ты атеистом или верующим.
Если у буддистов нет Бога, что послужило началом Вселенной
Когда Будду спросили о том, что было причиной создания Вселенной, он не ответил ничего. В буддистской религии не описывается первый случай появления на свет жизни. Вместо этого в ней существует понятие о бесконечном круге рождения и смерти. Он просто не прекращается.
Итак, если ты буддист, можешь верить в то, что первым на Земле был рожден Бог. Это никак не противоречит учению Будды, которое было сконцентрировано на достижении состояния нирваны. Также ты можешь верить в научные теории происхождения жизни на Земле (например Теория большого взрыва и др.) Некоторых буддистов этот вопрос никогда не волновал, что также нормально для буддизма. Знание о том, как был создан мир, не положит конец твоим страданиям, оно просто вам даст больше материала для размышления.

Учение Будды может помочь человеку прекратить его страдания, с помощью мудрости и сочувствия ко всему живому. И Священные Писания буддизма не говорят о том, должны вы верить в Бога или нет, вам оставляется выбор. На протяжении всей своей жизни и всего учения Будда никогда не упоминал о едином Господе.
Мудрый человек однажды сказал :
1. Я не принимаю это за правду. 2. Я не принимаю это за ложь. 3. Я не говорю, что это неправильно. 4. Я не говорю, что это правильно. 5. Я не говорю, что это является правдой или ложью. 6. Это одновременно является и правдой, и ложью, одновременно верно и в то же время – нет”.
Послесловие от Марты
Духовные поиски и исследование религий – такое же важное для меня занятие… Что я несу? Это главные занятия моей жизни с самого детства. Семья? Спокойно, семья – и есть часть духовного пути всякого нормального человека, так что все паззлы мировоззрений у меня не так уж плохо складываются. Позже непременно поведаю о том, как я пошла по наклонной и ненормально много задавала себе вечные безответные вопрос: “Кто я, да зачем я, да почему то и се”. Вкратце же, лет в 10 я подумала, что буддизм мне подходит больше православия, потому что Будда велел не убивать животных и не есть их. А родной Христос ничего насчет “не есть” вроде как не говорил. В общем, личность азиатского Учителя вызывает во мне не меньшее преклонение и благоговение (как бы странно ни звучало последнее слово, если произнести его вслух), чем наш православный Спаситель.
Спустя 20 лет, так и не ставши буддисткой, прожив 3 года в Таиланде, я поняла, что ничего толком не знаю о религии этой страны . Ведь последние годы меня увлекли за собой Кришна, Рама,Ганеша, Брахма, да Лакшми вместе с Сарасватей. Ведические истории, как индийское кино, ворвались в мою жизнь, и мне хотелось все больше и больше узнавать о богах Индии… Пришло время неспешно восполнять досадный буддистский пробел.

Лекция Кусалу Бхикши – проста и отчасти поверхностна, но в ней содержится ответ на главный вопрос: есть ли Бог в буддизме. И получается, буддизм – удобнейшая штука: можно следовать заповедям Будды, соблюдать аскезы, заниматься медитациями. Но при этом никто не запрещает верить, например, в Христа или Аллаха. Да хоть в Одина верьте или в Перуна – имеете право.
Наверняка все не так просто, и существуют разные направления буддизма. Например, в Таиланде распространена тхеравада – старейшая школа буддизма. Но об этом – в следующий раз. Пока закроем вопрос с богами Индии или единым Богом в буддизме.
С пожеланиями Просветления или хотя бы духовного процветания или хотя бы земного счастья в благости, искренне ваша, Marta.
P.S. Соавтор этого материала, литературный негритенок и помощница – начинающий переводчик и моя любимая племянница Алина Мартынова. Она боится любит свою тетушку, к тому же ей нужно наработать портфолио, посему вызвалась помочь. Еще она тоже любит Азию, в связи с чем живет и учится на лингвомонстра в Китае. Спасибо, племяшка. Я знала в 95-ом, что не зря стираю подгузники! 🙂
Мариночка!Огромное спасибо за блог.Буддизм-это то,что меня интересует.Это религиозно-философское учение наиболее близко мне и я очень рада ,что Вы затронули эту тему.Я всегда с удовольствием читаю Вас!
Нина, и Вам большое спасибо за отклик и внимание – я очень ценю!)
Мне интересны все религии, и о буддизме еще предстоит многое узнать. Так что надеюсь, мои новые материалы еще Вас порадуют.)
Я извиняюсь, но приведенная Вами в статье информация как минимум не совсем точна и объективна.
Marta, в своем комментарии я не стану приводить всех неточностей и заблуждений описанных в Вашей статье, скажу лишь, что в буддизме вера в единого Бога-Творца, такого как Христос или Аллах просто исключена хотя бы на том лишь основании, что сердцем буддизма являются три таких понятия, исходящие одно из другого и присущие всем феноменам бытия, как аничча (непостоянство),дуккха (неудовлетворительность) и анатта (безличность), что уже само по себе автоматически отрицает единого и неизменного Бога.
“Появляются ли в мире Татхагаты, или нет – этот закон, эта истина Дхаммы всегда остаётся неизменной и постоянной: все формации непостоянны, все формации страдательны, все феномены безличностны” (см. Дхамма нияма сутта, АН 3.134)
В буддизме признаются и почитаются Боги (Дэвы), но они, как и все остальные существа Сансары смертны и даже Брахма, являющийся высшим Божеством, (если можно так сказать), так же не является Творцом.
Буддизм Тхеравады (пишется с большой буквы) опирается на Палийский Канон, с которым Вы сами сможете сверится и подчерпнуть нужную Вам информацию.
Буду рад видеть Вас и всех интересующихся буддизмом Тхеравады на сайте и форуме theravada ру
С наилучшими пожеланиями.
Здравствуйте.
Извиняться совершенно не за что – очень признательна за внимание к моим несовершенным трудам и за Ваши сведения)
Дело в том, что, будучи начинающей исследовательницей буддистского учения, не имею достаточной квалификации для того, чтобы спорить или соглашаться ни с одной, ни со второй точкой зрения – насчет есть ли Бог в буддизме. Именно поэтому я не рискнула писать авторскую статью, а лишь взялась за перевод квалифицированного, как мне видится, специалиста, причем выбрала самую простую лекцию – для школьников. сведения, которые приводите Вы, вероятно, точны и основаны на Писаниях, но сложны для понимания таких же начинающих, как я) Я сторонник того, чтобы говорить простым языком о сложных вещах. Но это лишь особенность моего мышления. И с Палийским Каноном теперь обязательно познакомлюсь лично, спасибо за важную наводку!
По сути вопроса – наличие или отсутствие Господа-творца в буддизме – обращалась к нескольким буддистам и исследователям религий, и не получила единого ответа. Представляете, мальчик-буддист (таец, стало быть, последователь Буддизма Тхеравады) говорит, что Бога в буддизме нет, и в Его поисках поворачивается к христианству. Дипломированный специалист и еще несколько исследователей бддизма утверждают, что в некоторых школах буддизма есть понятие Бога-Творца. Наконец, Ошо в своей книге “Будда однажды сказал”, а также автор переведенной мною статьи, Кусалу Бхикшу, оставляют за буддистами право самим выбирать, верят ли они в Бога, или довольствуются лишь наставлениями Будды, который, по их словам, не утверждал, что Бог есть, но и никогда не говорил обратного)
Ваш сайт я уже посещала, благодарю Вас за него! Впереди много интересной работы над этим и другими вопросами о буддизме для меня)
С уважением.
Здравствуйте Marta 🙂
Постараюсь обратить внимание на то, что подобные школьные лекции таких, с позволения сказать квалифицированных специалистов очень вредны в первую очередь именно для начинающих буддистов, так, как они передают неверную, искаженную точку зрения на учение, развивают неправильное понимание и по мере углубления в учение неофитам, (если они находят такие возможности и обращаются к неискаженным, достоверным сведениям, таким как Типитака например), приходится многое ломать в уже приобретенных стереотипах и переосмысливать. Тем, кто буддизмом не интересуется по большому счету наверное все равно, хотя конечно хотелось бы чтобы и они смогли отличить буддизм от выдумок различных гурствующих “спецов”. Очень странно, что обращаясь ко многим буддистам и буддологам Вы не получили вразумительного ответа касательно единого Бога-Творца в буддизме ибо тема эта там очень прозрачна и однозначна. Очень рекомендую прислушаться к мнению тайского мальчика буддиста и последователя Тхеравады, ибо его мнение из всех Вами полученных единственно верное (а на местах, как говорится виднее) и поверить ему в том, что в буддизме, независимо от школы, единый Бог-Творец не признается. Я, (как и тайский мальчик тоже буддист традиции Тхеравада 😉 ) тоже читал книгу Ошо “Будда однажды сказал” и могу Вам однозначно сказать, что книга представляет из себя некий микс из буддизма Махаяны, эзотерических измышлений Ошо и нью эйджа. В общем смесь ацкая и к буддизму имеющая отношение такое же, как и сам Ошо 🙂 А судя по некоторым высказываниям Кусалы Бхикшу создается впечатление, что сам он обучался буддизму по этой книге. Кстати биографии его найти не удалось, а вот фото нашлись. )
Тут уже без комментариев, как говорится, но я не удивлен 😉
По поводу могут ли буддисты верить в Единого Бога-Творца?
Могут, но тогда они уже не буддисты 🙂 Автоматически. Не потому, что нельзя, а потому, что это взаимоисключающие понятия, все равно, что сказать -” этот белый цвет слишком черный” 🙂 Просто это противоречит учению и исходит из самого учения. Примерно как в православии наряду с Единым Богом отцом верить в летающего макаронного монстра и космический чайник “Тефаль” или вообще ни в кого и ни во что не верить:) Конечно я все очень утрирую, но сама доктрина это отрицает.
Так, что я не слишком стал бы доверять их словам, тем более что Палийский Канон, являющийся словом Будды говорит нам саавсем обратное 😉
По поводу сайта… Он не мой, а принадлежит питерской общине Тхеравада.ру, а я там просто гость. И Вы заходите, будем рады:)
P.S. А еще хочу Вам сказать, что мы с Вами оказывается уже пересекались на просторах интернета 🙂 Я это понял, когда посмотрел Ваш профиль на этом сайте.
А вот мой, может вспомните?
Paticca Samuppāda
Марина, я все это написал для вас и поэтому Вы можете не добавлять это в комментарии.
Желаю Вам удачи и всего самого наилучшего.
Кто знает, может когда нибудь мы пересечемся в Таиланде 🙂
Дорогой SeD!
Я просто счастлива, когда мне доводится общаться с такими людьми – просвещенными, щедрыми на знания, тактичными и, что уж совсем редкость, знающими правила русского языка!))
Если серьезно, снова благодарю за развернутый ответ – Вы меня и впрямь нацелили на прочтение слова Будды. Ошо давно смущал меня своими вольными толкованиями буддизма и не только. Окончательно он доконал меня книгой о Бхагават-Гите после прочтения которой стало ясно одно: ум этого человека так же несовершенен, как у большинства из нас. Он постоянно говорит о том, насколько коварен, замусорен, эгоистичен ум человека, и при этом сам трактует Священные Писания так, как хочется ему. Кажется, что его ум замкнут сам на себя. Может, я ошибаюсь, но комментариев Ошо к словам Будды и Гите стало достаточно, чтобы минимизировать свое доверие к этому Просветленному Учителю, как он себя именует в собственных книгах, что, опять же, пугает меня))
Бог с ним, с Ошо. Просто впервые встречаю наконец человека, который не признает безоговорочно авторитет этого дяденьки. Прежде стоило мне усомниться в нем среди “осведомленных”, как я тут же получала по шапке – как можно, мол, оспаривать его великий ум?) Примитивно радуюсь сейчас возможности “дружить против кого-то”, это уже несовершенство моего мировоззрения.
Ради честности, уточню, что я не буддистка и едва ли ею стану – мне очень нужна Личность Бога. В пока еще официальной моей христианской религии я чувствую себя плоско, несколько лет изучаю знания из Вед, мне комфортно в вайшнавских храмах, но на инициацию я пока не решаюсь. Это такой же важный и ответственный шаг для меня, как создать семью. А подготовка к таким вещам у меня происходит долго и мучительно. Но самое интересное, о чем я могу говорить, – это Господь и религии. Потому мне горячо интересен буддизм, в атмосфере которого к тому же я живу последние несколько лет. )
Наверное, в этом месте меня следует высмеять, но уверена, что Будда, создавая свое учение во благо людей, именно глубинно служил Господу. Поиск способа избавить людей от страдания – это проявление божественной сути Будды, его любви ко всему живому. Так я вижу сейчас, не обладая достаточными знаниями. Возможно, изучение Палийского Канона и общение с буддологамии буддистами скорректируют мое понимание. Благодаря вам, я хотя бы знаю, что делать дальше в этом направлении. 🙂
В Фэйсбуке я Вас не могу вспомнить, честно извините меня)) Может быть, это ваше сообщество – “Религия на самом деле”?
Будем дружить виртуально. Буду также искренне рада возможности когда-либо познакомиться лично где-то в ЮВА. Сейчас я с семейством нахожусь в Камбодже. Может быть, у Вас есть любимые святые места или монастыри здесь? Я бы прислушалась к Вашему мнению. 🙂
Счастья Вам!)
Милая Marta 🙂
Благодарю Вас за теплые слова в мой адрес, но прошу Вас не награждайте меня качествами, которыми я не обладаю 🙂 Я далеко не просвещенный, а обычный невежественный, как и подавляющее большинство человек 🙂 Безоговорочно я признаю авторитет только Будды, что же касается Ошо, то он высказывал свою личную точку зрения, человек он судя по всему был далеко не глупый и многие его высказывания несомненно вызывают интерес и заставляют задуматься, но этого, по крайней мере лично для меня еще не достаточно, чтобы считать его Просветленным Учителем.
Высмеивать Вас я конечно же не собираюсь, думаю Вы сами все поймете и решите для себя, когда поглубже познакомитесь с Будда-Дхаммой.
В мордокниге моего сообщества нет, а общались мы с Вами там по поводу пенсионной визы в Таиланде 🙂
С удовольствием буду дружить с Вами виртуально в надежде на реальное знакомство и дружбу 🙂 Через год, максимум два я ориентируюсь на переезд в Таиланд, на Самуи и может быть к тому времени и Вы уже вернетесь из Камбоджи 🙂
Marta, увы, по поводу святых мест и монастырей я Вам посоветовать ничего не смогу. Думаю в этом вопросе Вам виднее, так, как Вы уже не первый год живете в ЮВА.
Я желаю Вам всех благ!
Здоровья, счастья, радости и удачи 🙂
Санук, Сабай, Суай 🙂
Любезный SeD, здрасьте! 🙂
Читаю гомеопатическими дозами Палийский Канон. Очень много всего перекликается в ведическими Священными Писаниями. Говорят, в каком-то месте Будда даже упомянул Кришну, неплохо о Нем отзывался, и все такое)
Если серьезно, я теперь прямо жалею, что не с того конца подошла к изучению буддизма – чего я сразу не обратилась к Священному Писанию, если это очевидный и единственно верный способ! Ах, мы 40-летние молодые барышни бываем такими глупышками, знаете ли…)))
А пенсионная виза в Таиланд – по-прежнему одна из самых железобетонных и неприкасаемых всяческими передрягами с правилами. В Таиланд, чует мое сердце, я вернусь. Правда, перед этим до слез хочется побывать в Индии и Непале. Приеду вот в улыбошный Сиам, вся почищенная, как яичко, и предстану пред Вами, наверное, вся умудренная сединами и покрытая пылью азиатских дорог. Сядем на верандочке, будем смотреть на залив, рассуждать о Священных Писаниях, Будде и Боге, которого в Буддизме нет. Все это чаем каркаде зальем. С кардамоном и корицею… 🙂
Еще раз – рада общению. Бог то и дело меня сводит виртуально и реально с отличными людьми!
Не мерзнете в России, держитесь Срединного пути, смело шагайте к ниббане. Искренне рада за Ваши добросовестные духовные искания.
С уважением и наилучшими пожеланиями!
Спасибо, очень интересно читать.
Юра Буддист в буддизме есть бог но Будда особо болтать об этом не рекомендует советую сажать акации это понравилось Богу из буддизма!
Юра Буддист хотите улучшить свою духовность старайтесь использовать мыло в место порошка исходя из основного принципа не вреди живым существам!Успешной медитации!
Хозяйственное мыло вроде бы делается как раз с применением вываренных костей КРС. Не получается ахимсы)
Оно то интересно. но буддизм-не предусматривает не единого бога.ни единого будду.Кто тогда СУНЬ УКУН ПО МИФЛОГИИ? так вот -старший будда и выглядит он ни как старичёк с животиком -а как обезьяна …. асстатья бла ..бла ..бла…смотрите-есть разные фигурк будды…будда-не имя -это должность) читайте…а то все ой спасыби..спасыби…
Бесит, когда так много спасибо, и не тебе! Понимаю))