Медитация Випассана и ретриты по Гоенка: польза или вред

Медитация Випассана по методу Сатьи Нараяна Гоенка сейчас широко известна. Многие духовные искатели рвутся попасть на ретрит в дхамма центры, которых на сегодня более двухсот по всей планете. В России есть такие центры в Подмосковье и на Урале.  Порой со мной советуются клиенты о целесообразности такой поездки. И в этой статье я поделюсь своим мнением по теме пользы и вреда Випассаны с позиции:

  • практикующего психолога;
  • все еще практикующего йога тичера и все еще практикующей йогу;
  • студентки ретрит-центра Гоенки. 

Верю, что мои соображения по теме будут полезны не только тем, кто собирается на обучение медитации, но и тем, кто уже вернулся, и теперь пытается осознать, что это было. 

 

Дискляймер
Автор статьи не преследует цели оспорить полезность медитации Випассана или призвать к ее прекращению тех, кто практикует. Более того, автор и сама с удовольствием практикует и по запросам обучает первой ступени Випассаны.
Цель этого материала – дать пищу для размышления тем, кто только раздумывает – ехать или не ехать на ретрит. И уберечь новичков от серьезных проблем, психологических последствий и даже невротических расстройств, которыми чреваты бывают такие поездки. 

медитация для здоровья и исцеления

Как работает Випассана в теории

 

Если очень упрощенно, во время несложной телесно-ориентированной медитации мы затрагиваем глубокий ментальный слой. И тогда с его дна начинают подниматься так называемые самскары – яркие впечатления от пережитых событий, оставившие глубокий след в разуме. Согласно учению Будды – отца-основателя Випассаны – эти самскары могут брать начало не только в нынешней, но и в предыдущих жизнях. 

Дальше, как объясняют учителя Дхамма центров, эти самскары, словно пузыри ядовитого газа, поднявшись на поверхность, самостоятельно покидают наше сознание.  И буквально растворяются. Перестав отравлять нам жизнь своим присутствием. 

Именно поэтому, как объясняют инструкторы, часто студенты с чувствительной психикой во время практики словно видят картины событий, что происходили с другими людьми, в незнакомых странах и в былые времена. 

Звучит обнадеживающе просто – как волшебная таблетка. Приехал, потерпел десять дней сидение в неудобной позе – и все, психическое здоровье снова вернулось к тебе. Уходят депрессии, апатия, неврозы, прокрастинация и повышенная тревожность. Сами собой налаживаются отношения в семье и на работе. Жизнь “выходит на новый уровень”, и никакие психологи уже не нужны. Мы и сами, мол, с усами! Духовными методами все решаем. 

И прочие заманчиво звучащие девизы.
Которые на практике работают через пять раз. А то и меньше. 

 

Отзывы о Випассане от разных людей

 

Свой опыт обучения медитации Випассана я довольно красочно рассказывала. Это был 2016 год. Я тоже была впечатлена кажущейся простотой универсального решения чуть ли не всех проблем. Соответственно, язык той статьи исполнен трепета и благоговения перед древним учением. 

Затем я написала еще один отзыв о Випассане год спустя. Там уже больше критического восприятия вопроса. По ссылкам выше вы можете перейти и почтить своим вниманием эти мои выразительные отзывы.
За тот год я пообщалась со многими выпускниками випассановских ретритов. Некоторые ездили не по одному разу и даже участвовали в формате волонтерского служения. Абсолютное большинство этих многоопытных ребят были излишне погруженными в духовные материи. При этом у них очевидные сложности в общении с близкими. Материальная и обыденная часть жизни словно отрицается, серьезная работа с психологами – тоже. 

Другие, наоборот, рассказывали, что этот опыт, хоть и дался очень трудно, но первые результаты в виде спокойствия и собранности улетучились через пару недель после возвращения.
Только сейчас, работая над этим материалом, я обнаруживаю занятную вещь: почти никто из опрошенных мною не практикует всерьез Випассану после окончания обучения. И никто не сказал, что ретрит как-то значительно улучшил их психологическое состояние и отношения с близкими или коллегами.

Скорее, наоборот.
Почему так происходит? 

 

Как проходит Випассана на самом деле

 

Крайне непросто для неподготовленного человека. Вот некоторые очевидные препятствия, с которыми придется столкнуться новичку. 

  1. Тело. Оно будет болеть, чесаться, ныть, затекать и всячески мешать практике. 
  2. Ум. Он будет постоянно скакать и всячески мешать практике. 
  3. Ранние подъемы в 4 30 утра и отбой в 9. Адское расписание для любого, кто привык вставать не раньше 7. 
  4. Простая вегетарианская еда 10 дней.
    О, как страдает не привыкший жить без пельмешек или куска пиццы обыватель на Випассане!
  5. Обет молчания на десять дней может быть невыносимым. 
  6. Еще более невыносимым обычно становится информационный вакуум: телефоны, книги, любые гаджеты запрещены. Нельзя ни распространять информацию (обет молчания), ни потреблять ее.
    Кроме, конечно, лаконичных наставлений Учителя в записи. 

По моим наблюдениям, азиатским народам – камбоджийцам, вьетнамцам, тайцам – в целом проще медитировать. Возможно, их умы пока еще более спокойны. Возможно, они привыкли продолжительное время сидеть на полу в полулотосе или скрестив ноги. Возможно, они росли согретыми щедрым солнцем южных широт, и потому более расслаблены по природе.  

Но около половины белокожих искателей истины из присутствующих в мой заезд на второй-пятый дни безмолвно покинули ретрит-центр. 

Причиной тому являются не только физические препятствия – тело, еда, ранние подъемы и т.д. Гораздо более серьезные испытания ждут психику каждого новичка. Недаром сами организаторы объясняют: ретрит Випассаны – это как хирургическая операция на уме человека. 

И сейчас будет самое интересное. 

 

В чем опасность Випассаны для психики

 

Я работаю преимущественно в плоскости психологии отношений. Любые отношения сложно выводить на новый уровень без исцеления психологических травм. Они мешают нормально общаться в семье, на работе и в личной жизни. Выстраивать и держать границы, уметь договариваться, адекватно реагировать на слова и действия партнеров, детей, родителей и т.д. 

Мы все травмированы в той или иной степени. Кто-то испытал страшные травмирующие события в детстве: насилие, войны, свидетельство несчастных случаев или участие в них и т.д. Кто-то “просто” был подвержен эмоциональной депривации – ему не давали достаточно внимания и ласки. Или рос в семье, где насильственное общение было нормой. 

Травмы в психике работают как повреждения на теле: если вовремя не почистить, не обработать, не пролечить, может быть более серьезное повреждение и даже гибель человека из-за заражения.
Все те, кто снова и снова проживают опыт деструктивных отношений, испытывают чувство неполноценности, подвержены паническим атакам и тревожности или депрессиям, – стопроцентно имеют психологическую травмированность. И пока есть уверенность, что “справлюсь сам”, психотравмы буйными фурункулами распухают в душе. Ожидая момента, когда прорвет. 

Випассана – идеальный для этого момент. Судите сами. 

Вы находитесь в кои-то веки один на один с самим собой. Нет гаджетов, алкоголя, азартных игр, сигарет, кофе, пищевых излишеств и половых контактов, в которые можно сбежать от своей боли. Нет никакого общения, никакой информации извне.
И то, что называется красивым санскритским словом самскары, включает в себя и психологические травмы. Не всегда самскара будет психологической травмой, но травма психики всегда будет самскарой.
Теперь вспоминаем. Самскары – эмоционально заряженные воспоминания – поднимаются из пучин сознания на Випассане. И дальше, по словам организаторов, они должны якобы куда-то улетучиться автоматически. 

Но по факту этого не происходит. 

Я держала дрожащую руку травмированной в детстве одногруппницы после окончания ретрита. Она была не в себе, ее тело и психика были на пределе: не могла много дней опорожнить кишечник  – психосоматика страха, который всплыл в результате долгой медитации. В детстве она испытала покушение на изнасилование, но ей удалось убежать. Терапевтическая работа после этого с ней не проводилась, она испытывала сильные фобии, а родители не могли дать необходимой поддержки и внимания. 

В результате у нее были серьезные психологические проблемы. Я очень надеюсь, что в итоге она нашла своего терапевта, и сейчас ей лучше. В тот вечер и наутро после ретрита она вела себя так же потерянно, как ведут себя маленькие напуганные девочки. При том, что эта прекрасная девушка 35 лет – успешный бизнесмен и спортивный тренер.
Такое бывает, когда человека словно отбрасывает в непрожитые травмирующие переживания детства. 

У меня в последнюю ночь ретрита случилась первая в жизни паническая атака. Которая впоследствии вылилась в сильное нервное расстройство. Пожалуй, с него и начался мой путь в доказательную психологию.

Наши случаи совершенно не уникальны. Ретравматизация – обострение имеющихся психологических проблем – в результате интенсивной практики Випассаны при выраженной психологической травмированности – обычное дело. 

Это состояние опасно тем, что без поддержки терапевта и трансформации прорвавшейся душевной боли в новый опыт, трансформации в новую, более сильную, личность, травма может усилиться. Как прорвавший фурункул, который не был обработан антисептиком и лекарством, может привести к заражению. 

 

Почему организаторы Випассаны не говорят об этом

 

Здесь не будет обличающих высказываний в духе: “им лишь бы заработать”. Учитывая, что все центры Випассаны по технике Гоенки работают условно бесплатно – за пожертвования студентов, это было бы странно. 

У меня есть следующие соображения по теме. 

  1. Несоответствие Випассаны реалий нашего времени.
    Ее открыл 2 500 лет назад Будда Гаутама. Заново ее начал открывать для западного мира Сатья Нараяна Гоенка в 60-е годы прошлого века.
    Даже мир моего детства в девяностые годы сильно отличался от современного. Сейчас психика людей подвергается каждый день такой информационной и эмоциональной бомбардировке, которая нам не снилась еще 20 лет назад. Больше стресса, больше информации, соцсетей и нетворкинга, но и больше одиночества и погони за навязанными стереотипами успеха и счастья. Дети по-прежнему растут в эмоциональной депривации, и почти никто из взрослых не может уверенно сказать: мне есть, к кому прийти за эмоциональной поддержкой и близостью.
    Если бы люди современности не становились все более травмированными, эмоциональная близость не была бы сегодня тем сказочным дефицитом, каким является.
    Возможно, в 60-е и даже последующие десятилетия прошлого века Випассана была действительно эффективна и полностью безопасна для психики. Лично я все же сомневаюсь по пункту про безопасность. 
  2. Организаторы Випассаны мало уделяют внимания психологическому аспекту этой техники.
    Это к вопросу о догматизме, который характерен, к сожалению, для любой духовной организации. Поскольку любое учение предполагает некую законченность, совершенство (иначе как претендовать на уровень духовности?), ему крайне сложно адаптироваться под запросы современности.
    Так, учителям Випассаны для этого потребуется привлекать к работе квалифицированных опытных психологов. Которые, выявив слабые места и опасность для психики студентов, предложат ряд нововведений. Но тогда Випассана потеряет свой “первозданный” вид, преемственность от Будды будет нарушена.
    Хотя на Випассану приглашаются люди любой религиозной конфессии, нельзя отрицать, что это буддистская практика. Вероятно, корень зла по недоразумению и заключается в нежелании вносить что-то новое в устоявшуюся систему, нарушать ее священную неприкосновенность и т.д.
    Догматический круг замкнулся.

Регулярно работая с психотравмами, я  усвоила одно. Вскрытая травма сама собой не заживает. Мало лишь высвободить непрожитые эмоции. Необходимо дойти до последней из пяти стадий – принятия. Которой, предшествуют отрицание, гнев, торг и депрессия. И без помощи терапевта, который помогает пройти этот сложный путь, адекватно оценивая состояние человека и его возможности, это практически недостижимо. С вероятностью 99 % человек просто скатывается в ретрамватизацию.
То есть, болезнь лишь усиливается. 

Я считаю это серьезным побочным эффектом длительного обучения Випассане по системе Гоенка для новичков. Здесь подчеркну, что есть другие школы Випассаны и ретрит-центры, о которых я ничего не могу сказать лично за неимением опыта. Но есть серьезные основания предполагать, что условия такие же жесткие и длительность не меньшая. Где-то даже больше – 21 день и более. Ведь сам Будда сидел неподвижно под деревом Бодхи ровно 40 дней и 40 ночей. Стало быть, ретрит-центры призывают нас  частично повторить подвиг принца Сиддхартхи. 

Проблема лишь в том, что между возможностями психики большинства из нас, современников, и самого Будды пролегла пропасть. Глубиной в две с половиной тысячи лет. 

 

Так ехать ли на ретрит Випассаны

 

Или нет. Семен Слепаков бы мог сочинить песню, исполненную не меньшей рефлексии, и по заданному выше вопросу. Если бы он был ему интересен. 

У читателя могло бы появиться еще больше сомнений по теме, посмотри он мое видео о том, почему медитация так важна для здоровья. 

Так можно и до нервного срыва довести бедного читающего искателя!

Этой цели я не преследовала, посему спешу окончательно прояснить свою позицию по вопросу: ехать ли на ретрит Випассаны. 

 

Уверенное да, если:

  1. Есть минимальная практика йоги за плечами.
    Хотя бы полгода. Тогда тело не будет так сильно зверствовать.
    Напомню, согласно системе йоги, практики асан и пранаям делаются как раз с одной целью – подготовить человека для долгих медитативных сидений.  
  2. Вам до 25 лет.
    В этом возрасте у человека попросту много природной энергии для регенерации любых психологических процессов. Обычно к психотерапевтам “приползают” после 30 и особенно 35. Когда множественная ретравмированность и повторяющиеся сценарии довели до: истощения, апатии, глубокого одиночества, бессонницы, фобий, предразводного состояния и т.д. 
  3. Если старше – должна быть за плечами работа с психологом.
    Даже несколько сессий могут дать лучшее понимание себя и своей психики. Так, если вы склонны к повышенной тревожности, психотерапевт даст рабочие инструменты по оказанию себе скорой психологической помощи. Это называется психоэдукация – когда мы получаем некое образование (psycho education) в сфере обращения с собственной раненой психикой. 

Однозначное нет, если:

  1. Больше одного пункта из предыдущей категории у вас отсутствует. 
  2. Хотя бы раз в жизни была паническая атака или продолжительный период проблем со сном. 
  3. Меньше года прошло со времени, когда вы оказались участником или свидетелем сильного травмирующего события. Боевые действия, смерть близкого, развод, свидетельство насилия, несчастного случая и т.д. 
  4. Есть в активной фазе или были диагностированы невротические и психические расстройства: невроз, биполярное расстройство, ОКР, ПРЛ и т.д.
    Этот пункт прописан и в требованиях к студентам.

Однозначное нет подразумевается на текущий момент.  Я не призываю полностью отказываться от духовных практик и не медитировать. Лишь рекомендую отнестись к этому мероприятию более серьезно, чем это преподносит фильм “Ешь. Молись. Люби”. Его главная героиня – женщина с довольно серьезными психологическими проблемами, мало способная на здоровые личные отношения, плохо понимающая себя и собственную психику. Однако очарование Джулии Робертс и колорит разных стран придает происходящему столько романтичности, что многие женщины после 30 снова и снова вместо того, чтобы обратиться за консультацией психолога, убегают в “духовность”.
Я предлагаю следующий алгоритм принятия решения о поездке на Випассану. 

  1. Ответить себе на вопрос: зачем я туда еду.
    Если за чем-то большим, чем научиться медитировать, – есть смысл повременить.
    Варианты чего-то большего: обрести себя, получить внутренний покой, разобраться в себе, улучшить отношения, вылечить нервы или еще какие-то болезни, сбежать от боли утраты – после расставания с близким, например. 
  2. Задать себе вопрос: подходит ли мне десять часов сидения в неподвижной позе ежедневно. Если нет, есть смысл попробовать первую ступень Випассаны освоить дома. Практиковать ее несколько недель, получить навык и только после этого отправляться на ретрит. 
  3. Свериться со всеми остальными пунктами, перечисленными выше. И принимать окончательное решение. 

Напоследок лишь добавлю еще один простой совет. Убедитесь перед поездкой, что у вас нет дефицита витаминов В. Особенно В 12. Именно дефицит этого витамина зачастую на физиологическом уровне вызывает чувство повышенной тревожности, панические атаки и бессонницу. Потому что играет архиважную роль в работе нервной системы. 

С пожеланиями плодотворной медитации и решений на основе заботы о себе, искренне ваша, мозгоправ Марта.
Пномпень, Камбоджа, 2022 г. 

Контакты для личных консультаций

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Хетаг

    Ну и ну. Слава Богу есть нормальные психотерапевты…

    Ответить
    1. Marta автор

      Спасибо, что проявили внимание!

      Ответить
  2. Лев

    Хорошая статья. Обстоятельно и толково. Когда-то давно ездил в СПб (Иматон) на “курс випассаны”, который проводил Аджан Чатри. Всем курсантам, затаившим дыхание, он сразу сказал, что никакой випассаны он “показывать” не собирается ))) затем рассказал о том, что почти четверть молодых людей-монахов, прошедших основательную двухлетнюю подготовку по “основам медитации” при монастыре, на випассане в той или иной мере сходили с ума и назад мало кто заходил обратно; мало того, в России Аджан хорошо знал тех, кто “не вернулся”, и работали они инструкторами по випассане ))) опасно, однако. И вместо випассаны Аджан обстоятельно объяснил саму методику медитации, и очень грамотно поправлял всех, кто не понимал, что вообще требуется делать. Реально ум скачет, зудит и мечется; необходимо “стакан с водой трясущимися руками поставить на стол” – только тогда вода успокоится. На Бали рядом с молодым монахом, ушедшим в випассану, на протяжении всего времени (дооооооолго) сидел инструктор (кстати, очень любопытный персонаж) и методично позванивал в колокольчик, дабы молодой вернулся куда надо.

    Ответить
    1. Marta автор

      Благодарю за обратную связь!

      Ответить
  3. Daria

    Спасибо большое за материал. Для меня Випассана была до и после в хорошем смысле этого слова, изменило мою жизнь, и по вашему описанию я входила в список, кому ехать не рекомендуется, т.к. перенесла утрату близкого человека, даже нескольких за пару месяцев до поездки .. Однако на Випассане моё тело и психика осознали, как более и менее саморегулироваться, подключилась к потоку что ли, моё тело самопроизвольно начало делать йогу как бы это фантастически не звучало… И да, я как раз из тех, кто видел всякие картинки, Слава богу обошлось без ретравматизации.. читала о ней до поездки… Полностью согласна с вами о некоторой архаичности организации и учений Гоенки. А вы пробовали выходить на связь не только с учениками, но и организаторами ретрита? Это была как раз одна из моих идей связаться с ними по этому и ещё нескольким пунктам, где организаторам хорошо было бы сделать upgrade учения..

    Ответить
    1. Marta автор

      Благодарю за обратную связь!

      Ответить
112